Нынешний саммит Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке со всех точек зрения можно назвать особенным. Лидер Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов принимает участие в нем впервые (его страна в статусе наблюдателя). А Владимир Путин — последний раз в своем втором президентском сроке. На фоне живописных гор лидеры ШОС говорили об экономическом сотрудничестве и дружбе. Главная интрига — с кем. И против кого…
Одно время проведение саммита в столице Киргизии находилось под угрозой срыва из-за возможных диверсий со стороны оппозиции — саммит едва не перенесли в Астану. Тем не менее руководство страны с оппозицией договорилось, а служба безопасности изъяла у населения даже легальное оружие и расставила по всему Бишкеку сотрудников.
Владимира Путина, который сразу по прибытии в Бишкек в среду вечером отправился в резиденцию президента Киргизии Курманбека Бакиева, встречала… киргизская “невеста” — барышня в белом платье и остроконечном колпаке с фатой. И еще пара девушек в национальных костюмах с пучками перьев на шапках. Во время встречи с Бакиевым Путин заявил о возможных вложениях в экономику страны со стороны России на $2 млрд. — под конкретные проекты. Бакиев, в свою очередь, обещал Путину поддерживать дружественные отношения с Россией.
Кстати, основной документ саммита — тоже о дружбе. Долгосрочный договор, в название которого включено это слово, инициировал Китай. Правда, Россия выступает не только партнером Китая, но и противовесом экспансии Поднебесной в экономику наиболее слабых в этом плане членов ШОС. А вот с “человеческой экспансией” китайцев в самом Бишкеке бороться было бесполезно. Делегация КНР заняла чуть ли не все гостиницы города и половину пресс-центра. В последнем китайские журналисты держались особняком, даже еду приносили с собой в индивидуальных лоточках.
Усиление сотрудничества с Китаем (одна из немногих двусторонних встреч Путина в Бишкеке — именно с председателем КНР Ху Цзиньтао — должна была состояться вечером в четверг) в рамках ШОС приобретает особый статус с учетом того, что организация все больше напоминает военизированный блок против растущего влияния США и НАТО в Центральной Азии. Скажем, в Бишкеке все больше говорили о необходимости сплочения перед угрозой терроризма и, соответственно, проведении совместных военных учений. На такие маневры “шосовцы” отправятся в пятницу в Челябинск. А Путин вообще предложил проводить подобные учения регулярно — по очереди в каждой стране ШОС.
Еще одна дразнилка для американцев — участие в саммите лидера Ирана Махмуда Ахмадинежада. Иран вообще давно претендует на полноправное членство в ШОС. Однако окончательно ссориться с США страны блока не стремятся — поэтому в организации сохраняется мораторий на включение новых членов. Это позволяет продолжать сотрудничество с Ираном, но вне ШОС...
В зал переговоров ШОС Владимир Путин вошел вместе с Ахмадинежадом, о чем-то переговариваясь. Возможно, о наболевшем: размещении частей американской системы ПРО в Восточной Европе. В своем коротком выступлении иранский лидер отметил, что размещение элементов ПРО “далеко выходит за рамки угроз одной стране” — под угрозой все страны ШОС, которые потенциально находятся “на пути” американских ракет.
Не обошлось в Бишкеке и без темы сочинской Олимпиады-2014. Хотя на совещании 15 августа по формированию этой структуры Путин попросил “обойтись без его непосредственного участия” в олимпийских подразделениях, говорить о Сочи это не мешает. Вот и на саммите он поблагодарил президентов за поддержку и поздравления с избранием Сочи олимпийской столицей.
Подписав десяток документов о сотрудничестве в области экономики, безопасности, информационной сфере и культуры, лидеры ШОС и стран-наблюдателей отправились праздновать успешное завершение саммита на официальный прием от имени Бакиева в его резиденцию. Позже в национальной филармонии их ждал гала-концерт с участием деятелей искусств стран— членов организации.
Отрывок из концерта смогли увидеть и журналисты. Главам государств показывали действо на основе приключений героя киргизского эпоса “Манас”. Герой, что примечательно, сумел дойти до Пекина, естественно, побеждая всех. Правда, что ему понадобилось там и кто были эти “все” — было не очень понятно: повествование шло на киргизском языке. Зато девушки в белых нарядах, подобно “невесте” из резиденции, заполонили всю сцену. “Командовал” ими седой старец в белом же халате, исполнявший, видимо, функции рассказчика. Владимир Путин за действом следил сосредоточенно, но озадаченно. Видимо, тоже пытался понять мотивы эпического персонажа.