Как сообщила пресс-служба корпорации Lockheed Martin, военно-воздушные силы США получили сотый истребитель пятого поколения F-22A Raptor. Машина с бортовым номером 05-100 была передана заказчику в ходе церемонии, которая состоялась 30 августа 2007 года на авиабазе "Элмендорф" (Elmendorf) на Аляске. Истребитель поступил на вооружение 90 истребительной эскадрильи.
В ходе церемонии министр военно-воздушных сил США Майкл Уинн подписал формуляр DD-250 – официальный документ о принятии машины. 90 эскадрилья должна быть полностью перевооружена истребителями F-22 (20 машин) к осени 2008 года.
Согласно приведенной в сообщении пресс-службы компании информации, на создание одного «Раптора» уходит 30 месяцев. Окончательная сборка истребителей из элементов конструкции и узлов осуществляется на предприятии компании в г. Мариетта (штат Джорджия).
На сборочной линии имеется 30 участков, истребитель проходит ее за 12 месяцев. Площадь цехов – свыше 300 тыс. кв. м. В производстве машин участвуют в общей сложности свыше 1 тыс. компаний.
О начальной боеготовности авиационных частей, вооруженных F-22A Raptor, было объявлено 15 декабря 2005 года. Состояние полной боеготовности достигнуто в январе 2006 года.
В настоящее время истребители F-22A Raptor размещены на пяти базах на территории США. Летные испытания машин осуществляются на авиабазе «Эдвардс» (AFB Edwards, штат Калифорния), подготовка пилотов и техников – на базе «Тинделл» (AFB Tyndall, Флорида). Боевое применение машин отрабатывается на базе «Нэллис» (AFB Nellis, штат Невада).
Боевые части ВВС, вооруженные «Рапторами», базируются на авиабазах «Лэнгли» (AFB Lengley, Вайоминг) и "Элмендорф" (AFB Elmendorf) на Аляске. В дальнейшем F-22A Raptor будут размещены на базах «Холломэн» (AFB Holloman) в штате Нью-Мексико и «Хайкэм» (AFB Hickem) на Гавайских островах.
В 2007 году F-22A впервые несли на протяжении трех месяцев боевое дежурство на Японских островах – пересечение линии перемены дат не обошлось без приключений, однако выявленные при этом недостатки компьютерных систем управления самолетом уже устранены.
Всего ВВС США предполагают приобрести 183 машины F-22A; тем не менее, масштабы закупок могут быть пересмотрены, как это уже случалось неоднократно. Стоимость одного истребителя F-22A Raptor в ценах апреля 2006 года составляет (с учетом вложенных в разработку средств) $361 млн.
В случае расширения масштабов закупок цена может снизиться до $117 млн. Вопреки распространенному мнению, это отнуд не самый дорогой самолет американских ВВС – бомбардировщики В-2 Spirit обошлись налогоплательщикам намного дороже (по $2 млрд. за штуку).
В России также начата разработка истребителя пятого поколения – в апреле 2007 года проект самолета пятого поколения Военно-воздушных сил (ВВС) России прошел защиту технического макета.