Индийская газета The Business Standard передала сенсационную новость: во время сравнительных испытаний индийского танка Arjun («Арджун») и российского Т-90 индийский по всем статьям победил. Официального подтверждения со стороны Министерства обороны Индии не последовало. Однако многие СМИ повторили эту голословную сенсацию.
ИНДИЙСКАЯ БРОНЯ
Танкостроительная промышленность Индии создавалась, как и в СССР в 1930-е годы, на основе закупки зарубежных технологий. Правительство Индии заключило в 1960-е годы соглашение с британской компанией Vickers о строительстве танкового завода в городе Авади возле Мадраса. В 1966 году завод начал выпускать индийскую версию танка Vickers Мk 1, получившую название Vijayanta/«Виджаянта» («Победитель»). Сборка производилась из деталей и узлов, произведенных в Великобритании, позднее наладили собственное производство. Всего до конца 1980-х годов в Армию Индии было поставлено 2200 танков, 70 танков Vijayanta в 1970-е годы продали в Кувейт. Сейчас в сухопутных войсках Индии из 59 танковых полков 26 укомплектованы «Виджаянтами»
Сконструированный еще в 1950-е Vijayanta-Vickers прошел несколько модернизаций. Последняя проводилась в 1990-е годы и была связана с задержкой в поступлении на вооружение ОБТ Arjun. Планировалось на примерно 1100 машинах заменить двигатель на дизельную установку от Т-72М1, поставить систему управления огнем (СУО) SUV-T55A – югославскую разработку для модернизации советских танков T-54/T-55/T-62. Она производится в Индии компанией Bharat Electronics. Также должны были поставить дополнительную комбинированную броню Kanchan.
Уже в новом веке Центр обеспечения танковой электроники в Мадрасе изготовил для танка Vijayanta новую СУО Mk 1A (AL 4420) и закончил разработку еще более совершенной системы Mk 1B (AL 4421) с лазерным прицелом-дальномером и баллистическим вычислителем. Кроме того, обе системы наделены системой контроля изгиба ствола пушки для обеспечения рассогласования осей канала ствола и прицела, вызванного тепловой деформацией.
В конце 1960-х были закуплены в Советском Союзе партии танков Т-54 и Т-55, хорошо зарекомендовавшие себя в ходе войны с Пакистаном в 1971 году. Специально для их обслуживания и продления эксплуатации был построен танкоремонтный завод в городе Кирхи. До сих пор на вооружении Армии Индии находится свыше 700 единиц Т-54 и Т-55.
Чтобы поддерживать танковые войска на современном уровне в период конструирования Arjun, в 1980-е годы в СССР приобрели около 200 танков Т-72. А затем начали лицензионное производство на заводе в Авади Т-72М1, получившего индийское имя Ajeya/«Аджейя». Первые 175 комплектов были собраны из деталей советского производства. Сборка началась в 1987 году и первоначально составляла 70 машин в год. Производство прекратилось в 1994 году. К тому времени изготовили, по одним данным, 1100 танков. По другим – около 2000 машин. Первая цифра выглядит более реалистично.
На шасси Т-72М1 индийские конструкторы создали ряд новых машин. По заказу армии смонтировали на танковой платформе башню Т-6 со 155-мм орудием производства южноафриканской компании LIW Division of Denel. Но в производство эта САУ не пошла. На шасси Т-72М1 также был создан мостоукладчик BLT T-72, раскладывавший впереди машины мост длиной 20 м.
После того как Пакистан приобрел у Украины 310 танков Т-80УД, Индия в качестве ответного шага закупила у России 310 танков Т-90С. Контракт был подписан в 2001 году и предусматривал лицензионную сборку части заказа. В 2006 году Индия приобрела у России еще 347 танков Т-90С, а в 2007 году заключила дополнительный контракт на 1000 машин. Все они будут производиться по лицензии в Индии.
ГОДЫ УПОРНОГО ТРУДА
ТТЗ на разработку нового танка армия Индии подготовила еще в 1972 году. Работа над проектом началась в НИИ боевых машин (CVRDE) в 1974 году. Через 10 лет в апреле 1984 года появился опытный образец. Затраты к тому времени составили 300 млн. рупий (около 6 млн. долл.). Не так уж много. Но надо учесть, что многие важные узлы не разрабатывались самостоятельно, а приобретались у зарубежных фирм. В индийский танковый проект включились германские Krauss-Maffei (двигатель), Renk (автоматическая трансмиссия), Diehl (гусеницы) и голландская Oldelft. Поэтому индийский танк на 60% оказался из иностранных комплектующих.
Танк планировалось оснастить газотурбинным двигателем мощностью 1500 л.с. Это вполне подходящий вариант для сухого климата пустынь, где в основном предполагается применение танковых войск Индии. Но газовая турбина очень требовательна к очистке воздуха, а пустыня как раз славится пылью, застилающей все вокруг во время движения техники. Поэтому решено было использовать 12-цилиндровый дизель воздушного охлаждения с изменяемой степенью сжатия. Начали с 500 л.с., постепенно Krauss-Maffei с применением турбонаддува поднял мощность до 1000 л.с.
Окончательно остановились на двигателе в 1400 л.с. с полуавтоматической планетарной трансмиссией. Она имеет четыре передачи переднего хода и два заднего, разработанные индийскими конструкторами. Механизм торможения основан на быстродействующих дисковых тормозах с гидроприводом.
Первые шесть образцов Arjun с дизелем MTU MB838 Ka-501 мощностью 1400 л.с. с автоматической трансмиссией Renk были построены в середине 1980-х. Это были испытательные платформы без бронирования, хотя со стальными корпусами и башнями. К началу 1988 года было изготовлено 10 опытных танков, получивших наименование Arjun Mark I. Известны также как модель MBT 90. Шесть передали в войска для испытаний, остальные оставили в НИИ боевых машин для дальнейших НИОКР.
Испытания закончились в марте 1993 года, как утверждалось, успешно. К середине 1998 года было построено 32 единицы Arjun, включая 12 опытных, два образца с торсионной подвеской, один испытательный, одна БРЭМ, один итоговый – Arjun Mk II.
Еще 15 образцов проходили испытания в 1990–1995 годах. Утверждается, что они прошли 70 000 км и расстреляли 8000 снарядов. Видимо, это общая сумма всех 15 танков. Армия Индии провела независимые испытания на надежность в пять этапов по два танка с ноября 2007 по август 2008 года в диапазоне температур от –5 до +50 градусов. Испытания проводились для оценки потребности в запчастях и определения ресурса. Каждый этап состоял из пробега в 1000 км и 100 выстрелов из пушки. Самым проблемным узлом стали подшипники передачи германской фирмы RENK в связи с перегревом смазки. Рекомендовано было нанести специальное покрытие, улучшить конструкцию подшипникового узла и разработать эффективное программное обеспечение для автоматического регулирования температуры.
Производство ОБТ Arjun началось в 2006 году, как отмечалось, «в ограниченном количестве». Сборка была не конвейерной, а фактически ручной, штучной. Ситуация типичная для освоения новой продукции, когда нет ни опыта, ни технологических наработок. Сборкой индийских машин занимаются рабочие, обученные в Нижнем Тагиле производству Т-90С и занимавшиеся лицензионной сборкой российских танков на заводе в Авади.
Контракт предусматривал поставку Армии Индии 124 машин. Первые 16 из них поступили в войска в сентябре 2007 года. Принимали их с большими сложностями из-за возникавших поломок, все машины возвращали на предприятие для доработки. Во время ходовых испытаний постоянно выходили из строя детали гидропневматической подвески, а из-за перегрева возникли перебои в работе двигателя немецкого производства. Обнаружились просчеты в конструкции моторно-трансмиссионного отделения.
Следующая партия из 17 танков Arjun, поступившая в войска 3 марта 2009 года, уже была доработана в соответствии с рекомендациями военных. Окончательно выполнить контракт на поставку сухопутным войскам 124 машин собирались в марте 2010 года. Но пока есть информация о поставке примерно 100 танков.
После доведения количества новых танков в войсках до 45, в октябре–ноябре 2009 года планировалось провести сравнительные испытания Arjun и Т-90С. Но провели их только в феврале–марте 2010 года.
БОРЬБА ЗА КОНТРАКТ
Впервые о сравнительных испытаниях танков заговорили в 2005 году. Министр оборонной промышленности Рао Индерджит Сингх (Rao Inderjit Singh) заявил в интервью, что «необходимо провести испытания танка Arjun с Т-90. Российский танк является промежуточной моделью для перехода к танкам Arjun. Давайте проведем испытания в пустыне, устроим стрельбы и увидим, какой танк лучше». Армия предложила испытать в пустыне в условиях максимальной летней жары по пять танков Arjun, Т-72М1 и Т-90С. Но индийский танк еще не был готов к подобным соревнованиям.
В настоящее время в индийской армии насчитывается более 600 танков Т-90С и чуть больше 100 основных боевых танков (ОБТ) Arjun. Сравнительные испытания в конце февраля нынешнего года проводила армия Индии совместно с Организацией оборонных исследований и разработок (Defense Research and Development Organization/DRDO) на полигоне Биканер в штате Раджастан. В них участвовали 14 серийных Т-90С и столько же ОБТ Arjun, фактически предсерийных – не конвейерной, а ручной, штучной сборки.
Каждому танку необходимо было выполнить три тактических задания: марш-бросок по пустыне на 50 км; преодоление водной преграды глубиной 1,5–1,8 м; стрельба по цели в движении и с остановки – 30–50 выстрелов. Общий пробег за время испытаний составил примерно по 150 км на машину. По данным The Business Standard, ОБТ Arjun показал «превосходные результаты», о результатах Т-90С газета не сообщила ничего.
Надо отметить, что обычно испытания проводятся более объемно и жестко. Например, когда Малайзия выбирала основной боевой танк для своей армии, конкурсное испытание для танков предусматривало переход в 2000 км через всю страну по всем природным зонам, включая джунгли, русла рек, рисовые поля, грунтовые дороги и т.д. Ремонт должен был производиться в полевых условиях силами одной технической бригады. Тогда, кстати, победил Т-90С с малайзийским экипажем.
В Индии существует противоборство между сторонниками Т-90С и ОБТ Arjun. В основе его лежит политическое желание диверсифицировать закупки вооружения и довести количество ВВТ собственного производства в армии до 70%. Желание вполне естественное и понятное. Проблема в том, что Arjun по всем показателям уступает Т-90С. Он весит 58 т против 46 т. Он уступает в скорости по пересеченной местности. Его силуэт на четверть выше. Отсутствует динамическая защита. Большие проблемы с точностью нарезной 120-мм танковой пушки. У Т-90С гладкоствольная пушка калибра 125 мм, из которой можно стрелять противотанковой управляемой ракетой. А индийские конструкторы озабочены, как навесить на Arjun ПТУР импортного, кстати, производства. Да и сам индийский ОБТ на 60% состоит из зарубежных комплектующих. Поэтому каждый из поставленных в войска ОБТ Arjun стоит по контракту 176 млн. рупий – примерно 3,7 млн. долл. Это на миллион-полтора дороже Т-90С. И вдвое дороже машин, собираемых по лицензии.
Для Минобороны Индии и Организации оборонных исследований и разработок очень важно доказать, что 36 лет работы над ОБТ Arjun не прошли даром. Поэтому они борются за замену Т-55 и Т-72 национальным ОБТ. Хотя бы в количестве 500 штук. Или добиваются хотя бы еще одного контракта на 124 танка. В этом подоплека сенсационной «победы» Arjun в недавних испытаниях. Возможно, новый контракт подпишут, но основу бронетанковых сил Индии однозначно будет составлять Т-90С.