Online video hd

Смотреть 365 видео

Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Трубный яд

Трубный яд
На каждого жителя России сегодня в среднем приходится по 230 литров водопроводной воды в сутки. Что на самом деле вытекает из наших кранов?

Благодаря своему географическому положению Россия не обделена и таким важнейшим ресурсом, как вода. По данным ЮНЕСКО, наша страна занимает седьмое место в мировом рейтинге по качеству своих водных запасов, пропуская вперед Финляндию, Канаду, Новую Зеландию, Великобританию, Японию и Норвегию. По объему этих запасов Россия также в числе лидеров. Однако распределены водные ресурсы по территории России неравномерно и качество их не везде одинаково. Если по всей стране сток пресной воды составляет 4089 кубических километров в год, то, например, в Центральном регионе, где проживает 20 процентов населения, он не превышает 2,3 процента от общего по стране — всего 95,6 кубического километра ежегодно. В Москве и ближнем Подмосковье, где живет около 20 миллионов человек, естественный водный сток составляет всего 2,4 кубического километра в год. Такой дисбаланс заставляет большие города искать ресурсы вдали от своих административных границ. Например, Москва качает воду уже за 400 километров от МКАД. И немудрено: как подсчитали ученые, при основании города естественный расход водных ресурсов составлял не более пяти кубометров в секунду, что при сегодняшнем уровне потребления было бы достаточно для жизни не более двух миллионов человек и привело бы к полному исчезновению рек Москвы, Яузы и Сходни. Питьевой воды нам, к счастью, пока хватает, но вот качество ее у многих специалистов вызывает чувства, близкие к паническим. «Итоги» попытались разобраться, что именно мы пьем.

Трубный яд


Пить или не пить

Согласно экспертным оценкам, питьевая вода на 70 процентов определяет здоровье населения. Каждый россиянин ежедневно потребляет 230 литров воды. Это усредненный показатель. Потому что москвичи, например, расходуют по 400 литров в сутки (на питье и приготовление пищи идет всего лишь 8 литров). А вот в Монреале приходится 1200 литров воды на человека в сутки, в Нью-Йорке — 700.

По данным специалистов, качество российской питьевой воды сегодня соответствует нормам Евросоюза, установленным Директивой 98/83/ЕС Совета от 1998 года, лишь в крупных мегаполисах — Москве и Санкт-Петербурге. В некоторых регионах страны, по словам руководителя Испытательного центра НИИ коммунального водоснабжения и очистки воды доктора химических наук Якова Хромченко, «ситуация не то что на грани, а уже за чертой экологического бедствия». Заведующая лабораторией питьевого водоснабжения НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН доктор медицинских наук Руфина Михайлова говорит, что «самые плохие показатели отмечены в Дальневосточном и Северо-Западном регионах (части Архангельской и Вологодской областей)». В целом же по стране, по данным Роспотребнадзора, сейчас каждая 11—12-я проба не соответствует норме по микробиологическим показателям и каждая 6—7-я проба — по санитарно-химическим. Эти нормы прописаны в требованиях СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

И все же все эти показатели — «средние по больнице». Как утверждает генеральный директор ОАО «Институт МосводоканалНИИпроект» доктор технических наук Евгений Пупырев, существует огромная разница в качестве воды, текущей по трубам в больших, средних и малых городах, а также в сельских поселениях. Так, если процент некачественных проб в миллионниках не превышает 10 процентов, то в средних городах с населением от 100 тысяч до миллиона человек он приближается к 20, а в малых населенных пунктах уже половина проб не соответствует нормам. Хотя именно в таких пунктах и проживает порядка половины всех россиян. Для сравнения: в водопроводных сетях Великобритании обнаруживается только 0,01 процента нестандартных проб воды при анализе по 70 показателям и большом объеме исследований. Это при том, что, как отмечает Евгений Пупырев, «российские стандарты на качество питьевой воды в целом соответствуют мировому уровню, но по ряду важных показателей (остаточный алюминий, сульфаты, мышьяк, суммарное железо, свинец, тригалометаны) европейские требования значительно жестче». Более того, у специалистов сегодня имеются вопросы и к самому качеству отбора проб Роспотребнадзором. Они фактически не отражают реальной обстановки, потому что берутся не систематически и не везде. Но даже если опираться на данные Роспотребнадзора, ситуация с чистотой питьевой воды у нас неприглядная. Откуда же и как попадает грязь в наши краны?

Очистные загрязнители

Как отмечает Руфина Михайлова, «70 процентов населения получает воду из поверхностных источников, а остальные 30 — из подземных». Считается, что подземные воды, пройдя систему естественной грунтовой фильтрации, более или менее приемлемы для употребления, и для них достаточно стандартной технологии очистки. Однако в последнее время и они внушают опасения специалистам. Например, есть данные, что в Краснодарском крае в подземных водах обнаруживаются наиболее опасные паразитарные загрязнения.

В России 90 процентов поверхностных вод и 30 процентов подземных для достижения нормативных показателей, прописанных в санитарных нормах и правилах, на пути к потребителю проходит через специальные станции водоподготовки. Стандартная схема обработки выглядит примерно так: сначала вода процеживается через сетку, где фильтруется крупный мусор, потом добавляются коагулянты, осаждающие различные примеси. Дальше H2O пропускают через песчаные фильтры, обеззараживают хлором и пускают в водопроводную сеть. «Схема вполне приемлема, — говорит Евгений Пупырев, — но рассчитана на обработку природных вод с незначительными антропогенными и техногенными загрязнениями. Однако при современном уровне загрязнений поверхностных водоисточников существующая технология не обеспечивает необходимую степень очистки, не достигается полное удаление вредных органических веществ и неорганических соединений». Они попадают в источники вместе со стоками и коммунальными водами. В такой смеси помимо химических отходов с предприятий и остатков удобрений с полей присутствуют антибиотики, гормоны, лекарства. Кроме того, некоторые природные источники берут начало из болотистых мест, где повышено содержание гуминовых веществ — продуктов разложения органических веществ в почве.

И если оставшиеся после фильтрации соединения — это лишь полбеды, то добавленный для обеззараживания хлор делает воду чуть ли не ядовитой. И вопреки расхожему мнению, ядом является не сам хлор. «Он не опасен в остаточных концентрациях, в которых поступает к потребителю, — уверяет Руфина Михайлова. — Опасны соединения, образующиеся в результате взаимодействия хлора и органических загрязнителей». В результате такой реакции возникает большое количество токсичных соединений, например хлороформ, бромдихлорметан, хлордибромметан и четыреххлористый углерод. Они обладают канцерогенным и мутагенным действием и, согласно медицинским исследованиям, увеличивают риск развития рака желудка и почек. Мало того что эти соединения попадают в организм с питьевой водой, человек их еще активно вдыхает, когда моется горячей водой в душе. «При этом доза поступлений может быть даже выше, чем при питье», — считает Михайлова.

Специалисты также отмечают увеличение числа патогенно изменяющихся загрязнений воды и загрязнений антропогенного происхождения. «Сегодня размеры бактериальных и вирусных частиц выходят на молекулярный уровень, а некоторые уже сравнимы с размерами молекулы воды», — отмечает Евгений Пупырев.

Кроме всего прочего, вода загрязняется самими водопроводными трубами. Из-за крайнего износа систем водоснабжения в воду попадают и медь, и железо, и свинец. Сегодня свыше 70 процентов водоводов и разводящих сетей в России находится в ветхом состоянии. Эти данные приводит Евгений Пупырев. Немного другие цифры называет Руфина Михайлова. Согласно исследованиям ее лаборатории, более 50 процентов труб нуждаются в замене. Несмотря на расхождение, общая картина безрадостная.

Порочный круг замыкает система водоотведения, по которой в реки и водохранилища попадают с грехом пополам очищенные стоки. Нормативными актами предписывается очищать сточные воды до уровня рыбохозяйственного использования, но, как полагает Евгений Пупырев, «при реально существующей в России технической базе и уровне жизни населения это невозможно». Сегодня, по данным экспертов, около трети очистных сооружений страны работают с гидравлической перегрузкой, а нормативы очистки не выполняются для 14 процентов сооружений. Кроме того, 20 процентов очистных станций не имеют лабораторий контроля качества, то есть вообще непонятно, что они сливают в водоемы общего пользования. К этому стоит добавить и официальные цифры по канализационным сетям в стране. Ими сегодня обеспечены лишь 66 процентов населения. То есть остальные 34 утилизируют жидкие отходы безо всякой очистки и обеззараживания.

С этого места поподробнее

Что делать с водой? Выводы специалистов однозначны: для того чтобы достичь уровней, разработанных и заложенных гигиенистами, требуется не только переложить трубы, но и внедрять современные технологии — озонирование, ультрафильтрацию, качественно новые сорбенты, системы мембранных фильтров из полимерных материалов.

Смущает только, что в России уже пытались внедрить несколько программ по улучшению качества воды, но все они легли под сукно из-за недостатка финансирования. Впрочем, скептически настроенные эксперты говорят, что ситуация настолько патовая, что речь об инновациях и вести не стоит — довести бы системы подачи и очистки воды до уровня технологий хотя бы 20-летней давности.

Как считает Яков Хромченко, «сегодня нет ведомства, которое устанавливало бы единые подходы к вопросам коммунального водного хозяйства — питьевому обеспечению населения и очистке сточных вод». Если собрать вместе все законы, постановления правительства и ведомственные документы — Водный кодекс, санитарные правила и нормативы, ГОСТы и прочее, — получится толстенная пачка. Проблема в том, что многочисленные регулирующие ведомства издают подчас противоречащие друг другу нормативные акты, не согласуя их с другими заинтересованными сторонами. Но даже там, где их пытаются выполнять, многое упирается опять же в отсутствие нормального финансирования. Водоканалы в основном получают деньги из бюджета того муниципального образования, для которого они поставляют воду. «В связи с тем, что средства в большинстве регионов выделяет глава администрации — часто человек, абсолютно не знакомый с проблемами отрасли, — директору водоканала приходится рассчитывать только на свое личное обаяние», — рассказывает Хромченко.

Ясно, что все эти проблемы рано или поздно государству решать придется. Каким образом? На ум тотчас приходит скандально распиаренная программа «Чистая вода». Независимые эксперты говорят, что с точки зрения постановки задачи программа вполне себе хороша. Но дьявол, как известно, таится в деталях. В данном случае — в их отсутствии. То ли по неведению, то ли умышленно из предварительных проектов программы по максимуму убраны технические детали — над ними превалируют вопросы привлечения инвестиций и распределения средств. Мощное же технологическое и научное обоснование программы, где была бы учтена специфика каждого российского региона, у авторов «Чистой воды» пока что отсутствует. И есть опасение, что бурные финансовые потоки, направленные в изношенные трубы наших водопроводов, уйдут в песок. В очередной раз...

Автор Владимир Крючков
По материалам http://www.itogi.ru
Россия надеется на нефтяной "авось"
«Как высоко вознёс он державу...»
Мнение редакции RNNS может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

В связи с участившимся спамом в комментариях, мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, чтобы иметь возможность оставлять комментарии, либо войти на сайт под своим именем.



Комментарии:

    В хорошем качестве hd видео

    Смотреть видео онлайн


    Смотреть русское с разговорами видео

    Online video HD

    Видео скачать на телефон

    Русские фильмы бесплатно

    Full HD video online

    Смотреть видео онлайн

    Смотреть HD видео бесплатно

    School смотреть онлайн