Проблема бюджетного финансирования общеобразовательного процесса в России стоит очень остро. Понятно, что средства, затраченные на эти нужды, следует где-то изыскивать, чиновники не нашли ничего лучше, как найти их в карманах родителей, которые отдадут последнее, лишь бы их чадо стало грамотным и в будущем смогло обеспечить свое существование самостоятельно. Однако, проблема в том, что далеко не все российские семьи могут осилить просьбы о доплатах.
Вместе с постоянно возрастающими поборами в стране наблюдается резкое снижение количества бюджетных образовательных учреждений. Только за последние 15 лет в России число средних общеобразовательных школ снизилось почти на 30 процентов. В сельской местности, по сравнению с городом, тенденция еще более удручающая.
Примерно такая же ситуация наблюдается и в области дошкольного образования, те же 30 процентов за пятнадцать лет, и это при значительном дефиците мест в государственных детских садах, в которые родители записывают своих малышей, как только те появляются на свет. Чтобы в два-три года иметь возможность отдать малыша на воспитание в дошкольное учреждение, его фамилия должна стоять в списке претендентов в течение нескольких лет.
Безусловно, сегодня альтернативой бюджетным образовательным и воспитательным учреждениям являются платные образовательные структуры, куда уже перекочевала значительная часть молодого поколения россиян крупных и городов страны и тех населенных пунктов, где насчитывается немного жителей.
Если грамотно проанализировать ситуацию и провести адекватные расчеты, такая тенденция вполне объяснима, ведь платить приличные средства приходится и в платной, и в бесплатной школах, однако в первом варианте ставка является фиксированной, и родитель знает, когда и сколько денег ему придется заплатить.
Сложившаяся обстановка в сфере образования вызывает все больше негодования со стороны родителей, которые возмущены и пишут гневные оды в различные инстанции, призывая чиновников разного уровня обратить внимание на данную проблему. Наконец, недавно глас народа услышал президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, который, громко озвучив проблему, призвал ответственных лиц разобраться в ситуации. Однако, это вовсе не значит, что жить семьям, в которых воспитываются один или два ребенка, стане легче, ведь никто не собирается снижать объемы платных услуг в учреждениях образования, скорее, наоборот, эта статья бюджетных структур станет еще более активно развиваться. В данном случае речь идет лишь о том, чтобы снабдить некоторыми льготами многодетные и малообеспеченные семьи, для которых проблема «материальных поборов» в школах и детских садах особенно актуальна.
Между тем, Дмитрий Медведев заявил о том, что бесплатное образование в России (к сожалению, президент все еще размышляет понятиями, которые давно канули в лету) должно сохраниться. Новый образовательный проект, который в настоящее время рассматривается, обязательно будет предусматривать этот важный аспект, невыполнение которого ведет к нарушению одного из главных прав человека, отмеченного в таком фундаментальном документе, как Конституция Российской Федерации.
В положениях нового общеобразовательного проекта не предусматривается стопроцентная оплата всех факультативных занятий. Как заявляет президент Российской Федерации, наряду с платными должны существовать и бесплатные занятия и кружки для детей, ведь далеко не каждый россиянин может «купить» такого рода услуги для своего малыша, а они необходимы для полноценного развития ребенка, его адаптации в обществе, умственного и физического развития.
Уже с 1 сентября будут введены новые стандарты для начальных классов, к 2015 последует применение стандартов для пятых классов, а вот старшеклассники полностью перейдут на новую систему обучения лишь к 2020 году. Особенность обучения учеников старших классов будет заключаться в том, что они смогут выбирать, какие из дисциплин хотят изучать углубленно. Классы планируют формировать с учетом выбора предметов, некоторые из которых будут базовыми, другие - профильными. Кроме того, для российских школьников обязательными станут такие дисциплины, как «Россия в мире», физкультура и ОБЖ.
Пока неизвестно, что принесет с собой общеобразовательная российская реформа, не исключено, что произойдет так, как в некоторых странах постсоветского пространства, где начали внедрять подобные меры, но после того, как опробовали их на практике, решили вернуться к тому, что было ранее.