В данной статье приводятся советы задолжавшему заемщику о том, как можно отличить уполномоченных сборщиков долгов от «черных коллекторов» и как себя вести при их появлении.
В настоящее время в различных СМИ много чего страшного пишут о коллекторах: мол, приходят, угрожают и чуть ли не пытают. В большинстве случаев это конечно полный бред, тем более что с загнанного в угол, отчаявшегося человека много не взыщешь. Однако эта статья совсем о другом, здесь рассказывается о том, как должнику нужно себя вести с коллектором.
Совет номер один. Если вам позвонил некто и представился коллектором, то необходимо в первую очередь удостоверится, на каком основании он вас беспокоит, существует ли между банком и агентством договор, касающийся передачи долга. Данную информацию можно получить в банке либо потребовать подтверждающие документы в самом агентстве. Этот совет полезен в первую очередь для того, чтобы не попасться на удочку «черным коллекторам».
Нужно поинтересоваться у коллектора полным наименованием агентства, спросить у сотрудника его фамилию и имя, а также на основании каких документов они работают с банком. При этом можно также уточнить: не изменились ли реквизиты для погашения задолженности по кредиту. Эта информация может весьма пригодиться, если появиться необходимость подать на агентство жалобу.
Совет номер два. Теперь нужно выяснить у звонившего точную сумму задолженности и правильно ли она рассчитана. Для этого заемщику необходимо запросить из банка выписку и детализацию по лицевому счету. А потом, взяв в руки договор с банком, попросить рассчитать сумму задолженности и сравнить ее.
Совет номер три. Самое главное – это правильно разговаривать с сотрудником агентства. Общаясь с коллектором не нужно паниковать и идти на конфликт. Лучше с самого начала вести спокойный диалог. Поверьте, настоящий сотрудник коллекторского агентства не собирается прессовать должника. Ему главное вернуть деньги своему клиенту, то есть банку, поэтому большинство из них изначально готовы идти на компромисс. Так, что заемщик вместе с сотрудником агентства вполне может составить новый оптимальный график погашения задолженности, даже если из зарплаты при этом будут отчисляться ежемесячно только 100 рублей.
При общении с коллектором следует усвоить несколько маленьких хитростей. В первую очередь нужно попросить о личной встречи с сотрудником агентства. Очень часто именно личный контакт помогает уладить те вопросы, которые неудобно решать по телефону. Многим весьма некомфортно говорить о своих долгах при сослуживцах или в кругу семьи.
Однако, как показывает практика, многие должники действуют с точностью наоборот. Заемщики не идут на контакт, предпочитая решать все вопросы по телефону и говоря, что будут разговаривать только с сотрудником банка. Или даже вносят номера телефонов, с которых поступают звонки в «черный список». Потому, что психологически легче вообще не вспоминать о своих проблемах. Однако это неправильно. Банк уже не собирается общаться с должником, для этого он нанял коллектора. Поэтому ожидать, что проблема решиться сама собой – большая ошибка. Тем более что таким образом еще и увеличивается сумма долга, набегают проценты и штрафные санкции.
Совет номер четыре. Если у проштрафившегося заемщика нет в данный момент денег, то все равно не стоит прятаться от коллектора и игнорировать звонки. Сотрудники данных агентств стараются найти индивидуальный подход к каждому должнику, правда не по доброте своей, а потому, что таким образом есть больше шансов вернуть деньги. Нужно просто объяснить коллектору ситуацию и попросить отсрочку.
Совет номер пять. Бывает, что, не дозвонившись до должника, сотрудники коллекторских агентств приходят к нему домой. Как тогда вести себя в этом случае? Во-первых, попросить предъявить документы, которые подтверждают, что посетитель действительно является коллектором и имеет право представлять интересы Банка. Впускать потом его в дом или разговаривать через дверь – это уже решать заемщику. Однако в любом случае нужно поговорить с сотрудником агентства и спросить его – каким образом можно будет погасить долг.
Все вышеперечисленные советы работают, если к вам приехал настоящий сотрудник легального коллекторского агентства. Однако еще существуют на рынке и так называемые «черные коллекторы». Что это за компании? «Черные коллекторы» - это просто несколько физических лиц, которые нигде не регистрируют свою деятельность, а просто перекупают долги небольших банков. Именно такие люди звонят или приезжают к должникам, и используют в своей работе метод психологического давления. «Черные коллекторы» делают все, чтобы привести человека в состояние стресса. Таким образом, они поступают для того, чтобы заемщик не смог попросить у них документы, подтверждающие их полномочия на взыскание долгов. В основном такие люди действуют по принципу «есть долг — плати, и не надо задавать лишних вопросов».
Запомните, что необходимо обязательно требовать от сотрудников коллекторского агентства документы, которые бы подтверждали его полномочия. При получении угроз – обращайтесь в банк, от чьего имени выступает коллектор. Если угрозы продолжают поступать, то нужно уже обратить в полицию. Если правоохранительные органы никак не реагируют на жалобу, то далее можно написать заявления в прокуратуру или подать иск в суд. Ну а в заключении хочется пожелать всем читателям, чтобы им никогда не пригодились эти советы. Делайте покупки, при этом правильно рассчитывайте свои финансовые возможности.