Как известно, человека, которого назначали министром сельского хозяйства в Советском Союзе, можно было считать провинившимся на другом месте работы. Связано это с тем, что сельское хозяйство в нашей стране во все времена требовало очень серьезного и кропотливого подхода, и было сравнительно низко коррупциогенной отраслью. Сегодня ситуация, принципиально не изменилась, только вот добавляет головной боли новому министру сельского хозяйства Николаю Федорову еще и то, что пахотные земли теперь могут приобретать иностранные граждане. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, ведь иностранные инвестиции могут стимулировать сельскохозяйственное производство в России. Многие иностранные фермеры серьезно берутся за освоение пахотных земель, потом занимаются реализацией мяса, молока, зерновых на территории России, принося доходы в региональную казну. Кроме того, идет реализация качественной сельхозтехники: продажа комбайнов, тракторов, другого подобного оборудования и комплектующих для него.
Однако есть у продажи пахотных земель иностранным гражданам и другая сторона. Заключается она в том, что при отсутствии договоренностей по дальнейшей эксплуатации земель, те же иностранные граждане вполне могут от сельскохозяйственного назначения при эксплуатации земли и отказаться. При этом случается и так, что земли используются для строительства. По большому счету, это является нарушением закона, но о коррупционной составляющей забывать нельзя.
Другое дело, когда земля реализуется российским фермерам, которые предоставляют юридические оформленные гарантии того, что сельхозугодья, приобретаемые ими, будут использоваться исключительно по назначению. Первые такие продажи в современной России состоялись на территории Саратовской области. Теперь на приобретенных еще в девяностых годах землях можно увидеть хорошо развитые агропромышленные комплексы, которые насыщают рынок сельхозпродукцией.
В последнее время в Правительстве идут разговоры о том, что льготная продажа пахотных земель будет осуществляться на территории Дальнего Востока. Это поможет стимулировать сельскохозяйственное производство и добиться повышения числа рабочих мест. Если дальневосточные земли будут использоваться для льготной реализации на внутрироссийском рынке, то можно ожидать поднятие региональной экономики уже ближайшее время.