– А я про войну смотреть люблю, танки там, самолеты, как разведчики боролись. Но больше всего нравится кино «В бой идут одни старики», там же все взаправду, по-настоящему, а в других так, актеры, – убежденно говорил мне 11-летний Димка.
– Но ведь и в «Стариках» актеры играют, – возразила я.
– Да ну! Вы обмануть меня решили, да? Видно же, что они настоящие!
– А впрочем, ты прав, они и правда настоящие. А из детских фильмов про войну что больше нравится?
– А что, есть такие?
Это случайный разговор состоялся у меня еще в декабре минувшего года. После него было еще много встреч со школьниками разных возрастов, разговоров о войне и неутешительный вывод – увы, но подростки слишком мало знают о том времени. Большинство в лучшем случае могут назвать даты начала и окончания Великой Отечественной, да и то не все справились даже с таким простым вопросом. Из почти двух десятков опрошенных только один мальчишка с восторгом рассказывал о том, как воевал его прадед, как в госпитале познакомился с будущей женой, остальные не смогли дать внятного ответа о своих родственниках: «Вроде бы кто-то воевал, но точно не знаю» – вот самый распространенный ответ.
Проще всего сказать, что это беда поколения, которому ничего не нужно и ничего не интересно, однако это слишком простой выход. Необходимо разобраться, а все ли делается для того, чтобы ребята не росли Иванами не помнящими родства?
Хвала создателю, но в нашей стране до сих пор действует закон о всеобщем бесплатном среднем образовании, и в ходе обучения не последнее место занимают уроки истории, на которых, по идее, школьники немалое количество часов изучают в том числе и Великую Отечественную войну. В поиске первоисточников школьных знаний мне помогли сотрудники центральной библиотеки. Среди огромных стеллажей с книгами отыскался и учебник по истории России 20-го века для 9-го класса под редакцией А. Данилова и Л. Косулиной. Знакомые ребята подтвердили, что они учатся именно по этой книге.
Первые же страницы пособия повергли в состояние шока: если дети учат историю по этим текстам, то не удивительно, что они так мало знают. Скорее удивительно, как это в массовом порядке школьники не отправились на лечение в психиатрическую клинику?! Читая страницы, очень легко заработать шизофрению, так как авторы постоянно противоречат собственным словам. Приведу пару показательных примеров.
На странице 211 (издание 2005 г.) написано:
«Советское руководство ясно осознавало, что Красная армия не была готова к наступательной войне:
3/4 ее танков требовало списания;
90 % танкового парка составляли легкие танки;
50 % общего числа танков были выпущены до 1935 г.;
Танков новейшей конструкции было не более 1,5 тыс., а подготовленных экипажей к ним – всего 208.»
А через две страницы мы встречаем уже такой текст: «Численность противостоящих войск (СССР – германская коалиция, прим ред.) с обеих сторон была примерно равна… По численности танков (9,2 тыс.) и самолетов (8,5 тыс.) СССР превосходил Германию и ее союзников (4,3 тыс. танков и 5 тыс. самолетов)».
То есть ученика подводят к выводу, что вооружены наши были в два раза лучше, но бездарно не смогли воспользоваться преимуществом. О том, что три четверти тех же танков были негодны к эксплуатации, авторы благополучно «забыли».
Но внимание – это еще не все! Через три абзаца встречаем очередной пассаж: «Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство были настолько велики, что уже через три недели оказались оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии».
Дорогим бы авторам учебника следовало бы определиться – так равные силы были или таки значительное численное превосходство?!
Продолжу. На странице 212 есть не менее великолепный пассаж о начале войны: «Руководство страны не сразу поняло, что именно произошло. По-прежнему опасаясь провокаций немцев, Сталин даже в условиях начавшейся войны не хотел верить в случившееся. В новой директиве войскам он предписывал «разгромить врага», но не «переходить государственной границы» с Германией».
Оставлю на совести авторов странные выводы о тупом руководстве, которое «не поняло, что случилось», и о «недоверчивом» Сталине, только напомню, что приказ о приведении войск в боевую готовность был отдан за несколько дней до начала войны. Генерал-майор И.И. Фадеев (бывший командир 10-й стрелковой дивизии 8-й армии) в своих воспоминаниях пишет: «19 июня 1941 года было получено распоряжение от командира 10-го стрелкового корпуса генерал-майора И.Ф. Николаева о приведении дивизии в боевую готовность. Все части были немедленно выведены в район обороны, заняли ДЗОТы и огневые позиции артиллерии.» Аналогичное высказывание было и в мемуарах наркома ВМФ Н. Кузнецова.
Цитировать учебник можно не то что постранично, но и поабзацно – недоговорки, подтасовки, откровенно лживые данные густо усыпают страницы. Приведу еще один пример: говоря о потерях в годы войны, авторы утверждают, что погибли «10 млн солдат и офицеров». Тогда как еще в 1989 году в книге «Гриф секретности снят. Потери Вооруженных сил в войнах, боевых действиях и конфликтах» была опубликована цифра – 8,6 млн человек. К слову сказать, в преддверии 9-го мая этого года эти же цифры подтвердил начальник управления Минобороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества генерал-майор Александр Кирилин.
Мне могут возразить – узнавать об истории войны можно и из других источников. Согласна, можно и нужно. Да вот, как показала практика, с этим у нас тоже все неблагополучно.
Я обошла все городские книжные магазины. В итоге удалось найти аж пять книг на военную тематику! Сборник рассказов Алексеева, «Два капитана» Каверина (хоть и часть, но все же про войну), сборник стихов и хрестоматию для обязательного чтения с тремя рассказами и (вот удача!) томик Е. Ильиной «Четвертая высота» про Гулю Королеву.
Как подумаю о своем детстве, в памяти всплывают десятки, если не сотни книг, посвященных ВОВ. Конечно, какая-то часть есть в библиотеках, но скажите честно, многие ли дети ходят туда?
Раньше о войне немало читали и на уроках литературы, сейчас же изучают Солженицына. Молодая коллега поразила меня тем, что из курса вывели даже «Повесть о настоящем человеке», видимо, как идеологически невыдержанную. О Симонове и Эренбурге, Полевом и Катаеве нынешние дети даже не слышали. Да и откуда бы им знать, если книги этих авторов днем с огнем не найдешь. Кстати, со «взрослыми» книгами дело обстоит не лучше – кроме единственного тома В. Быкова, больше ничего найти не удалось.
Аналогичная ситуация и с фильмами. Нет, кино про войну у нас выпускают сотнями серий, да вот только, за редким исключением, все они построены по двум шаблонам: сначала герой сидел, а потом воевал в штрафбате и победил, либо – герой воевал, победил, а его потом посадили. Честно скажу, надоело уже смотреть про то, как половина страны гнила в лагерях, а вторая ее охраняла.
Старые же фильмы о ВОВ, к великому сожалению, редки. А уж детские и вовсе являются исключением на экранах. Недаром мой знакомый Димка удивился: «А разве есть такие?» Хотя в свое время снимали великолепные истории: «Юнга Северного флота», «Мальчишки», «Секретный фарватер»... Перечислять можно очень долго. К счастью, их можно скачать из Интернета. К сожалению, для того, чтобы качать, нужно знать, как именно называется кино.
Александр Верт в своей книге «Россия в войне 1941-1945», изданной в 1967 году, писал: «Так, 21 июня 1942 г. Эрнест Бевин (с 1945 года министр иностранных дел Великобритании) заявил: «Вся помощь, какую мы смогли оказать, невелика, если сравнить ее с титаническими усилиями советского народа. Наши внуки, сидя за своими учебниками истории, будут думать о прошлом, полные восхищения и благодарности перед героизмом великого русского народа».Теперь я сомневаюсь, что даже дети современников Бевина, не говоря уже о внуках, испытывают подобные чувства.»
А ведь это было всего через 20 лет после окончания войны. Что уж говорить о нашем времени. Знаний мало, зато легенд и мифов – хоть отбавляй. Отнюдь нередки высказывания в стиле «Вот и жили теперь бы, как немцы!», мол, ну и победили бы нацисты, нам бы только лучше было! А так вроде и победители, а живем плохо, зато побежденные жируют. Однако при этом апологеты конформизма забывают, что на западе живут побежденные немцы! Вынужденные играть по правилам, которые навязали союзники. А вот если бы победили птенцы Адольфа, то всем россиянам небо бы с овчинку показалось.
Надо сказать, что Адольф Гитлер был весьма откровенным человеком и, начиная геноцид того или иного народа, не стесняясь в формулировках, объяснял – зачем это нужно сделать. К примеру, население Крыма планировалось переселить Сибирь, дабы на волшебных берегах Черного моря устроить Ривьеру для представителей высшей нации.
Для «бесполезных» регионов были другие планы, ясно изложенные в рекомендациях штаба «Ольденбург» от 23 мая 1941 года. «Десятки миллионов людей в этих областях излишни, и они либо умрут, либо будут вынуждены переселиться в Сибирь. Попытки спасти население потребляющих областей от голодной смерти привлечением избытков продовольствия из черноземной зоны могут лишь сказаться на снабжении Европы. Это подорвет стойкость Германии в войне и отразится на способности Германии и Европы выдержать блокаду.»
Москва и Ленинград вместе со своим многомиллионным населением просто-напросто подлежали полному уничтожению. Нет, я не ошиблась – не пленению людей, не конфискации имущества, а разрушению и уничтожению. Об этом более чем откровенно говорят документы...
29 сентября 1941 вышла директива начальника штаба ВМС Германии «Будущее города Петербурга», в частности там содержались такие пункты:
«2. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в существовании этого города непосредственно у ее новых границ.
4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения.»
Но об этом на уроках истории не говорят и фильмы об этом не снимают. Ведь лучше рассказать о том, какие милые люди были фашисты, как они трогательно ухаживали за приглянувшимися русскими девчонками, как красиво отдавали честь своим офицерам. Вспоминать про зверства, видимо, неполиткорректно, как и про то, что большая часть населения страны подлежала уничтожению, а другая переводилась в ранг скота, обслуживающего господ.
Кто слова помнит И. Эренбурга, написанные в первые дни войны? «Немцы надеялись вызвать гражданскую войну. Но стерлись все грани между большевиками и беспартийными, между верующими и марксистами: одни защищают время, другие пространство, но и время и пространство – это родина, это земля, это такая-то высота, такой-то рубеж, такое-то селение. За Красную Армию молятся в старых церквах, купола которых затемнены, чтобы не служить приманкой немецким летчикам. За Красную Армию молятся муфтии и раввины. Для старых бабок в деревне Гитлер – это Антихрист. Для молодого астронома, шорца, отец которого верил в колдовство и отдавал последнюю овцу шаману, Гитлер – это тьма.» 4 октября 1941 г.
Но ведь это так, агитпроп, кому он нужен... Что эти писатели-фронтовики видели, знали, понимали!
И вот думаю, а так ли уж виноваты дети в своем неведении, незнании истории, непонимании – что же происходило почти семь десятков лет назад. Почему людей той поры называют героями и говорят о том, что они прошли через невозможное...
Начинающие покеристы легко становятся жертвами обмана в покер-румах. Чтобы первый опыт игры не был печальным, нужно соблюдать определенные правила при выборе игрового сайта. Покер-рум для новичка: бонусы и сервисы