Несмотря на то, что отечественный ВПК переживает сегодня далеко не лучшие времена, Россия по итогам минувшего года оказалась на втором месте по экспорту оружия на мировом рынке. И это, несмотря на то давление, которое оказывается на нашу страну со стороны держав-конкурентов.
Понятно, что подобные успехи российских оружейников отнюдь не радуют наших «заклятых друзей», которые совсем не расположены делить с нами оружейный рынок. Видимо, чтобы исправить такое «досадное недоразумение», эти же «партнеры» задействовали весь свой потенциал, в том числе и прозападное лобби…
По странному совпадению незадолго до Нового года в Госдуме прошел т.н. «Правительственный час» с участием министра обороны РФ Анатолия Сердюкова. Глава Минобороны за закрытыми дверями рассказал парламентариям о ходе военной реформы, решении социальных и кадровых вопросов армии. Как оказалось, там же было объявлено, что легендарные автоматы Калашникова и винтовки СВД признаны руководством министерства …морально устаревшими. И в ближайшем будущем ВС РФ будут закупать за рубежом не только вертолетоносцы и беспилотники, но и стрелковое вооружение - штурмовые и снайперские винтовки.
Министр креативно обсуждал с депутатами госпрограмму закупки вооружений. «Средства (выделены из госбюджета) сумасшедшие», - признался один из членов думского комитета по обороне. Впрочем, ранее цифра уже называлась в СМИ – 20 трлн. (!) рублей.
Минобороны определило направления, по которым вскоре будут производиться массированные закупки и перевооружение частей. Речь идет о средствах ПВО и современных средствах связи, в том числе индивидуальных, для военнослужащих частей постоянной готовности.
Но, несомненно, самой сенсационной новостью стала именно предполагаемая «отставка» автомата Калашникова, считающегося, по мнению большинства военных специалистов, лучшей, по совокупности эксплуатационных качеств, штурмовой винтовкой в мире.
«Зарубежные образцы по всем ТТХ превосходят наши. «Калашниковы» остались в прошлом веке. - Они, в том числе и 100-я серия, неспособны вести прицельный огонь очередями (!!!???). В боевых действиях профессионалы вынуждены вести огонь одиночными. Мало того, зарубежные образцы стрелкового оружия легче по весу, проще в обращении, зачастую и дешевле», - поделился со СМИ удивительными сведениями, полученными из выступления министра один из депутатов, видимо, большой знаток ведения огня в современном бою.
Судя по данному заявлению, ни сам депутат, ни тот, на чью потрясающую информацию он ссылался, не слишком компетентны, мягко говоря, в данной теме.
Что касается прицельного огня очередями, то именно так и обучали вести огонь солдат еще в Советской Армии, и именно из «неспособного» АК. Если же министр, на слова которого ссылается депутат, имел в виду высокое рассеивание при автоматическом режиме огня, так это является одной из основных проблем всех штурмовых винтовок без исключения.
В частности, в боевых наставлениях стран НАТО указывается, что автоматический огонь из штурмового оружия на дистанции свыше 50 метров неэффективен. И именно эти наставления предписывают на больших дистанциях вести беглый одиночный огонь.
Кстати, большинство снайперских систем рассчитаны на одиночный огонь, но никто на этом основании не считает их устаревшими.
Один из ведущих американских оружейных экспертов Питер Кокалис после ознакомления с АК 100-й серии прямо заявил, что это оружие (речь шла про автоматы, выпущенные под патрон НАТО 223 Rem) не уступает по кучности американским винтовкам М-16, превосходя (!) их по всем остальным характеристикам.
Но кучность – это еще далеко не все. Не меньшее значение имеют надежность, простота обслуживания, ремонтопригодность оружия, а также технологичность его производства. И по всем этим характеристикам семейство Калашниковых не знает себе равных.
Что толку, если винтовка показывает чудеса кучности на полигоне, но в боевых условиях немедленно выходит из строя? А так именно и произошло с новейшими британскими винтовками, которые оказались непригодны к эксплуатации не только в пыльном Ираке и Афганистане, но даже в Косово.
Известно, что и американские, и британские военнослужащие в Ираке и Афганистане охотно используют китайские, египетские и иракские АК, куда менее качественные и надежные, чем российские.
Что же касается наемников, бойцов частных армий, ЧВК, то они поголовно предпочитают всем другим образцам именно автомат Калашникова. Примечательно, что даже грузинские военные, которые так любят позировать с М-4, для боевых действий при вторжении в Цхинвал предпочли вооружиться все же АК, оставив американские карабины на складах и в оружейных комнатах.
Действительно, схема автомата Калашникова насчитывает уже больше полстолетия, но следует учесть, что за это время никаких революций в развитии стрелкового оружия не произошло (если не считать появления самого АК), и, следовательно, разговоры об ее устарелости безосновательны.
И потом, возникает уместный вопрос. Калашников «устарел» относительно чего? Бластеров из фантастических рассказов? Из программ по созданию «винтовки будущего», обошедшимся американским и французским налогоплательщикам в огромные суммы? А ведь эти программы зашли в тупик, что вынуждены были признать сами военные представители этих стран. Кстати, пассаж о дешевизне иностранных образцов по сравнению с отечественными, не может не вызывать удивления. В частности, только ресивер М-16 А-3 (не самой дорогой в мире винтовки) стоит дороже, чем весь АК-103.
Что же касается «устаревшей» снайперской винтовки СВД, то она создана для армейского снайпера (или вернее – старшего стрелка), действующего непосредственно в боевых порядках пехоты. И для решения этих задач она очень хороша – надежная, самозарядная, достаточно точная и легкая. Да, возможно, высокоточной снайперской винтовки, позволяющей на полкилометра поразить террориста, в голову, действительно, не хватает. Но российская оружейная промышленность обладает всем необходимым потенциалом для создания такой. Было бы задание.
Однако сегодня речь идет не о создании новых, более современных отечественных образцов, а именно о закупке оружия за рубежом? Почему? Даже если мы собираемся переходить на стандарты НАТО, логичнее, дешевле, разумнее и выгоднее опять же начать производство своего оружия под боеприпасы этого блока.
Злые языки предполагают, что причиной этих странных предпочтений являются щедрые «откаты» западных оружейников своим клиентам. Или, может быть, дело в убеждении наших западников, сформированном под воздействием «Фабрики грез», что все иностранное «круче»? Возможно, что причина всему – не афишируемые волевые решения, принимаемые на глобальной политической кухне, бьющие по отечественному же производителю. Как бы то ни было, но отечественному ВПК министерство обороны готовится нанести такой удар в спину, после которого он вряд ли оправится.
А что же придет на смену АК? По слухам из МО, скорее всего, это будет французская штурмовая винтовка FAMAS (известно, что опытная партия этого оружия уже закуплена).
Военные эксперты, к которым обратились корреспонденты «Сегодня.ру», отметили, что никакими выдающимися качествами это оружие не обладает. Так, рассеивание при стрельбе на дистанции 200 метров сериями по 10 одиночных выстрелов у FAMAS составляет 400 мм, в то время как у АК-47 оно не должно превышать 300 мм.
Кроме того, французские винтовки очень быстро перегреваются, и после отстрела уже сотни патронов возникает опасность самопроизвольного возгорания боеприпасов. После отстрела 3-5 магазинов из-за скапливающегося нагара начинаются задержки при стрельбе. Иногда подается сразу два патрона, что так же вызывает задержку при стрельбе. При ведении огня очень часто самопроизвольно отделяются магазины.
У французских солдат очень популярен анекдот: «Вопрос: - FAMAS – оружие или устройство для штыка? Ответ: - Можно штык снять и использовать как молоток. 10 FAMAS на один гвоздь».
Примечательно, что подразделения спецназа французы вынуждены вооружать немецкими винтовками Г-36. И даже, несмотря на щедрые откаты, Франция сумела убедить приобрести свою винтовку только Джибути, Габон, Сенегал. Теперь в этой теплой темной компании может оказаться и Россия.