Каждая эпоха находит свое отражение в школьной жизни. В советское время школа была точной копией сложившего строя: практически стопроцентное безоговорочное повиновение, редкая несговорчивость с учителем, уважение к старшему поколению. Школа начала девяностых выступила переходным звеном, которое воплотилось в ту школу, какая есть в России сейчас. Если говорить о творчестве, в котором описывается школьная жизнь, то и оно является продуктом своей эпохи. Взять хотя бы «Очерки бурсы» Помяловского, где повествуется о жизни обычных учащихся бурсы позапрошлого столетия. Непрерывная зубрежка, выяснение отношений между учениками, неуважение к учителю, так как учитель демонстрировал неуважение к ученикам. Несколько созвучна с «Очерками…» и раннесоветское произведение «Республика ШКИД», где собранные под одной крышей беспризорники решили поначалу перенести в школу свой устав, по которому есть два мира: мир обиженных сирот и мир «зарвавшихся» преподавателей. Однако потом, отношения автор произведения сводит к позитивному сотрудничеству.
Если говорить об отражении советской школы в литературных произведениях и в кино, то можно увидеть, что у школьников той эпохи наличествует некая нереализованная мечта о свободе, равноправии и счастье. Великолепно эта идея отражена в фильме «Доживем до понедельника».
Современная школа рождает новые произведения с новыми героями. В России недавно неоднозначную реакцию вызвал сериал «Школа», в котором режиссер показала множество нелицеприятных сторон современной молодежи.
Школа, которая есть сегодня, отражается не только в художественных фильмах. Американцы решили посвятить проблемам своей школы целый сегмент мультсериала Южный парк 15 сезон которого выходит этой осенью. Сериал с весьма незатейливой графикой поднимает весьма острые общественные проблемы, в частности взаимоотношение подростков в школе, отношения учеников и учителей. Этот мультипликационный сериал можно назвать достаточно скандальным, так как его герои не стесняются использоваться жесткие выражения и навешивать друг другу неприглядные ярлыки.
Можно с уверенностью сказать, что эпоха отражения идеалов школы осталась позади, а зритель наблюдает исключительно за проблемными ситуациями.