Дворкович уверен, что деньги студентам нужно зарабатывать, а не получать от государства
В области образовательной политики российские власти – или, по крайней мере, околовластные круги – сделали еще один шаг к полному взаимонепониманию с гражданами. Советник президента Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович заявил в онлайн-интервью Газете.ру, что стипендии для российских студентов стоило бы отменить вовсе. Дворкович обосновывает это тем, что молодые россияне должны привыкать: деньги нужно зарабатывать, а не получать от государства.
Аркадий Дворкович во время выступления перед студентами Международного университета
«Скажу непопулярную вещь, но считаю, что это правильно: если мы все считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, что работать должно стать модным, нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации, — заявил Дворкович. – Можно работать после учебы: на кафедре, в библиотеке, в кафе, переводы делать, не денежные переводы, конечно. Если талантливый математик – может работать у своего профессора на кафедре, помогать делать исследования и получать за это деньги. А если это будущий менеджер – может и в компании какой-то работать на два-три часа в день. Согласен, что это процесс двусторонний, в каждом вузе должны быть сформированы такие возможности, у компании должна появиться заинтересованность в этом. Это все решаемые проблемы. Я считаю, что это и правильней, и дешевле для налогоплательщиков, чем платить стандартные стипендии».
Позднее в своем Твиттере, Дворкович дополнил свою точку зрения: "если правильно распределять время — заработать до 5 тыс руб в месяц можно ВСЕГДА".
Учитывая размер российских студенческих стипендий – он варьируется около 1000 рублей в месяц – получается, что, если для государства это и серьезная экономия, то для каждого конкретного студента отсутствие стипендии вряд ли означает трагедию. Студенты в современной России либо работают, либо живут на иждивении родителей.
Однако если посмотреть с другой – символической точки зрения – то отказ от стипендий, пусть и мизерных, весьма значим. Он, по сути, означает, что отныне высшее образование россиян государству не нужно. Что обучение студентов – это их и их семей личное дело. Такой постановки вопроса не было и в 1990-е: тогда стипендии были крохотными и задерживались, но все-таки выплачивались по советским же правилам.
А сейчас государство всё настойчивее пытается снять с себя обязательства по выплатам студентам. Причем не в первый раз – высказываниям Аркадия Дворковича предшествовали другие подобные же «вбросы».
«У меня есть точка зрения на эту тему, — комментирует «Эху Москвы» ситуацию со стипендиями глава Российского союза ректоров Виктор Садовничий. – Конечно, наверное, есть несовершенство в самой системе предоставления стипендий. И, кстати, новый закон об образовании, который начал обсуждаться в том числе с подачи Союза ректоров, и в результате и моей беседы с Дмитрием Анатольевичем, он там вносит поправки в само понятие стипендии и процесса ее выдачи. Но вы знаете, вот, наблюдая за молодежью, я, все-таки, считаю, что сейчас мы не можем полностью отказаться от поддержки студентов, которые, действительно, нуждаются. Как это сделать, это обсуждаемый вопрос. Но, вот, 2/3 студентов Физического факультета Московского университета практически живут на эту жалкую стипендию, покупая чай и, может быть, там чего-то немножко зарабатывая. Поэтому совсем сейчас сказать, что наше образование должно быть платным, даже в том смысле, что я должен платить, каждый из нас должен платить за образование, я думаю, наше общество сейчас не подошло. Считаю, что это крупный социальный вопрос и здесь надо еще поизучать».
Сегодняшняя стипендия – это стипендия за успеваемость и социальная, отмечает ректор МГУ. «Если ты обеспечен и плохо учишься, ты не получаешь стипендию уже сейчас, — заявил Садовничий. — Но если ты хорошо учишься, ты стипендию получаешь. Но есть понятие социальной стипендии. Она дается ребятам, даже если у него есть тройка, но он вот из-за этой самой когорты низкооплачиваемых родителей и нуждающихся. Так что элементы этого есть. Но я согласен, что это можно совершенствовать».
Чего же именно хотят добиться отменой стипендии инициаторы этого проекта? Очень возможно, считают некоторые аналитики, что подобные высказывания не что иное, как провокация, проверка студентов на «вшивость» в предвыборный год. Где границы их лояльности? В какой момент студенчество перестанет бояться отчисления и армии и выйдет из-под контроля? Чтобы ответить на эти вопросы, либеральные аналитики и «будоражат» традиционно самую активную часть общества.
«Это с виду большая глупость, причем инициатором мысли я считаю не Дворковича, а других людей, — заявил «СП» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков — А еще я расцениваю это как элемент провокации. Потому что в такой непростой ситуации, в какой мы сегодня находимся, заявление о том, что в высшей школе можно обойтись вообще без стипендий, может привести к очень мощному социальному взрыву. Молодежному. И это будет похлеще, чем в Тунисе. Все молодежные взрывы всегда кончались большими трагедиями! Они кончались сменой власти, сменой политических структур, правительств.
Так было в конце 1960-х годов во Франции: мощнейшие студенческие волнения привели к падению правительства генерала де Голля. Я боюсь, что здесь г-н Дворкович либо проявляет недомыслие, либо это специально кем-то организованная провокация. Заявить студентам сегодня, что они вообще останутся без стипендий – это вызвать мощнейший социальный взрыв. Студенчество сегодня начинает превращаться в серьезную социальную силу».
Впрочем, может быть, мы имеем дело не с намеренной провокацией, полагает Комков. «Пока склонен считать, что это сказано от глупости, — говорит он. — Но само по себе это событие является провокацией».
Между тем, в нынешней ситуации стипендии следовало бы не снижать, а повышать, уверен Комков: «Стипендии должны быть не такого уровня, как сейчас. Пусть их будут получать не все, кому попало, пусть этот вопрос решается серьезно, на уровне финансовых комитетов вузов – вот их нужно создавать. Но стипендии должны быть значительными – чтобы на них можно было бы хоть как-то безбедно существовать.
В ином случае студент, вместо того, чтобы учиться, постигать основы профессии, бегает по забегаловкам и подрабатывает, чтобы не умереть с голоду».
И такие планы у Минобрнауки тоже есть, как ни странно. Например, планируют повышать стипендии аспирантам – по словам Андрея Фурсенко, до 2,5 тысячи рублей, а по ряду направлений — до 6 тысяч. Однако, по словам министра, Минфин категорически против того, чтобы увеличить стипендиальный фонд.
Поэтому – барабанная дробь — Минобрнауки приняло решение сократить в полтора раза число мест в аспирантуре и во столько же раз увеличить стипендии аспирантам, отметил директор одного из департаментов министерства Александр Наумов. Он сказал, что только 26% аспирантов добирается до написания диссертации. В результате сокращения численности аспирантов, их количество уменьшится с нынешних 26 тысяч до 15 тысяч человек. Кстати, это наглядная демонстрация того, что предпримут чиновники, если студенчество все же взбунтуется и потребует сохранения и увеличения стипендий.