Во многих мусульманских странах финансовые организации работают не традиционному принципу, а согласно законам шариата. Первые такие институты появились в 20 веке в 60-70-е годы. Многие принципы таких исламских законов не позволили этим организациям присоединиться к мировой финансовой системе. Например, шариатом запрещено использовать ссудный процент. Данный запрет называется риба, излишек.
Запрет на рибу был наложен потому, что прибыль, которая зависит от срока и размера сделки, является нечестной и безнравственной, так как по своей сути не отражает успешность применения инвестированных средств. Согласно шариату, честная прибыль – это та прибыль, которая была получена в результате деятельности, увеличивающей благосостояние общества, а также производящая какой-либо продукт.
Из этого правила вытекает следующий запрет – на спекулятивную деятельность или мейсир. Также запрещено производить операции, которые заведомо связанны с чрезмерным риском и неопределенностью. Этот запрет называют гарар. Кроме того, согласно законам шариата, признаются незаконными сделки в сферах, которые связаны с наркотиками, алкоголем, табаком, религиозной атрибутикой, которая не относится к исламу, продажа свинины или мяса других животных, забитый не по правилам шариата, продуктов опасных для здоровья и многие другие запрещенные виды деятельности.
Поэтому финансистам из мусульманских стран пришлось изобретать инструменты, которые не должны были противоречить законам ислама. Сначала такие инструменты были придуманы для их применения в торговых операциях, издавна считающихся основным источником дохода в таких странах. Например, мурабаха – это когда банк осуществляет покупку некоторых товаров от лица клиента, а потом продает их с наценкой, что приносить прибыль этому банку. Такие товары также могут продаваться в рассрочку, подобные операции называются – бай муаджал. Есть даже исламский вариант лизинга – иджара. Это когда банк приобретает оборудование, для последующей его сдачи в аренду клиенту. Риски в данном вопросе распределяются на различных агентов в разной степени. При этом все участники операции заранее ставятся в известность о том, кто и сколько будет платить и какие издержки понесет.
Обычный кредит в мусульманских странах называется кард-аль-хасан – ссуда, которая выдается для начисления процентов в традиционном представлении. Особенность здесь в том, что клиент, когда возвращает ссуду, должен уплатить по своему усмотрению (иногда согласно предписанию банка) некоторую сумму комиссии за предоставленные услуги в размере нескольких процентов. Именно сбор подобных комиссий за предоставление различных услуг и составляет основной доход банков в таких странах. Однако банк может получить прибыль также в результате заключения с предпринимателем особого договора мушарака. В этом случае они становятся партнерами в осуществлении некоего проекта. Поэтому вся прибыль, как и убытки, распределяются между участниками сделки. Также исламскими странами был придуман собственный вид страхования – такафул. Это когда группа партнеров вкладывает в общий фонд какую-то сумму средств. Это делается для того, чтобы в результате наступления страхового случая можно было бы обращаться к этим деньгам. Также участники фонда всегда могут рассчитывать на некоторую прибыль, потому, что часть средств этого фонда всегда инвестируется.
Но одним из самых популярных инструментов, в странах, живущих по законам шариата, являются облигации или сукук. Конечно, это не совсем облигации в том смысле, в котором мы привыкли их понимать. На самом деле – это такой документ, который дает его владельцу право на обладание части какого-то материального актива. Здесь существует несколько разновидностей сукука, которые могут быть государственные или корпоративные, а также по характеру актива. Если говорить точнее, то сукук – это займ, под какой-либо реальный проект в экономике. Владельцы таких сукуков фактически являются совладельцами некоторого инвестиционного проекта, и получают от него прибыль, а не проценты по долгу.