Туринская плащаница, по свидетельству доктора Карла Шукера, мирового специалиста по аномальным явлениям представляет собой льняное полотнище размером 4,3 метра на 1,09, на котором можно рассмотреть два отпечатка, спереди и сзади, тела, вытянувшегося во весь рост. Веками многие люди верили в то, что это то самое полотнище (или плащаница), в которое завернули снятого с кресте Иисуса, и что отпечаток на холсте ≈ это не что иное, как изображение Христа.
Самое первое документальное упоминание о Туринской плащанице относится к 1353 году, когда она появилась во Франции у графа Же-фри де Шарни. В 1453 гаду внучка графа подарила ее герцогу Луи Савойскому. В 1532 году в церкви, где хранила плащаницу династия Савойских вспыхнул пожар. Каким-то чудом плащаница осталась цела. В 1576 году ее преподнесли в дар собору Турина, и сейчас она хранится здесь, в алтаре XVII века.
Тщательно исследовав плащаницу, доктор Шумер пишет: "Хотя при внимательном рассмотрении на раритете действительно угадываются два изображения, они неотчетливы, и поэтому, видимо, наука пристально не интересовалась этой реликвией вплоть до начала XX века. Именно тогда Секондо Пиа сделал первые снимки плащаницы ≈ и потряс мир. На негативах видны были не расплывчатые очертания, а детальный портрет человека, принявшего мученическую смерть на кресте. Очень четко видны следы от гвоздей на его кровоточащих запястьях и ступнях, рубцы, оставленные на спине плетьми, которые были в ходу у римских солдат времен Иисуса. Видны кровавые ссадины от тернового венца и рана в боку, нанесенная колющим оружием. Появилось изображение, удивительно напоминающее исторические иконы Спасителя".
Мученик был высоким бородатым мужчиной лет 30≈40. Для многих исследователей, ученых и экспертов после проявления негативов все вопросы отпали: это действительно изображение Иисуса. Но как оно попало из Святой Земли в Европу?
Первые двести лет христианства Иисуса изображали в виде рыбы или ягненка. В человеческом образе его ри-оовали как прекрасного юношу без бороды, усов и с короткой стрижкой. Не до конца ясно, почему именно в II) веке Христа стали изображать длинноволосым, с бородой и усами. Возможно, к тому времени более досконально изучили обычаи Израиля; Иисус был назареем, потомком царя Давиде. Назареи же не стригли волос, умащивая их маслом, и носили усы.
Загадки мертвых. Леонардо и Туринская плащаница (Riddles of the Dead. Leonardo The Man Behind the Shroud)
Является ли Туринская плащаница подделкой, изготовленной Леонардо да Винчи с помощью изобретенной им камеры-обскуры и его собственного изображения? Таково мнение некоторых ученых, другие же верят в ее подлинность.
Является ли Туринская плащаница подделкой, изготовленной Леонардо да Винчи с помощью изобретенной им камеры-обскуры и его собственного изображения? Таково мнение некоторых ученых, другие же верят в ее подлинность.
В книге "Туринская плащаница" исследователь из Оксфорда Ян Вильсон высказывает предположение, что плащаница ≈ это не менее загадочная реликвия, Эдесский образ, которая представляла собой узкое льняное полотнище с опечатавшимся на нем ликом Сына Божьего. Считается, что из Иерусалима реликвия через Эдессу попала в Константинополь, но там пропала в 1204 году╩ во время разграбления городе крестоносцами. По убеждению исследователя Вильсона, это полотнище было плащаницей, но слаженной втрое, так что видимым оставалось только лицо. Ученый предполагает, что реликвия не погибла в Константинополе, а, сменив несколько владельцев, попала кле Шарни, который развернул полотнище в полный его размер, превратив в плащаницу.
С разрешения католической церкви три небольших фрагмента плащаницы были отданы в лаборатории Оксо-форда, Тусона и Цюриха для датирования по радиоуглеродному анализу. Получены сходные результаты, относящие реликвию к промежутку между 1260 и 1390 годами.
Значит, все же Туринская плащаница никогда не покрывала тело Христа, а была
изготовлена в средние века. Вот почему надежных сведений о ней нет до XIII века. Но на один вопрос анализ не ответил: как и когда на полотнище появилось изображение.
Проведенные в 1980-х годах исследования показали, что отпечатки трехмерно соосны. Говоря иначе, в плащаницу действительно заворачивали человека. Удивительно, что изображение затронуло только самые поверхностные слои материи, а не прошло сквозь полотно (что случилось бы с написанным красками рисунком). Еще более загадочно, что четче всего отпечатки видны на негативе. Это натолкнуло исследователей Лини Пик" нетт и Клайва Принса на мысль, что мы имеем дело с результатом одного из первых в истории человечества фотоопытов. И провал его, по убеждению ученых, не кто иной как Леонардо де Винчи!
Леонардо родился в 1452 году, а умер в 1519-м. В эти годы ходили упорные слухи о существовании подлинной плащаницы с изображением Христа. Однако церковь эти слухи решительно опровергала, утверждая, что речь идет о подделках. Как раз в год рождения Леонардо герцог Са-войский получил на хранение плащаницу. Семейное предание и летописи подтверждают, что это и есть Туринская плащаница, но лишь в 1578 году, через 59 лет после смерти Леонардо, плащаница попала в Собор Сан-Джован-ни в Турине. Отсюда и ее название ≈ Туринская.
И вот радиоуглеродный анализ, проведенный менее годе назад на более совершенной аппаратуре показывает, что возраст плащаницы соответствует времени ее появления в Турине. Речь идет о W веке, когда жил и творил Леонардо.
Кроме эффекта негатива, туринская плащаница совладеет со многими картинами Леонардо своим воско-во-золотым колоритом, напоминающим отсвет свечи. Это неудивительно, ведь художник целые ночи проводил в подвале анатомического театра, где тайно зарисовал и составил свой анатомический атлас. Изобразить умершего Христа с такой достоверностью мог только Леонардо, ни один художник не обладал такими познаниями в анатомии и таким мастерством в передаче тончайших оттенков жизни и смерти.
Искусствоведы давно заметили, что кого бы ни изображал Леонардо, он невольно, а то и сознательно придавал изображению сходство с самим собой. И надо сказать, что сходство лика Туринской плащаницы с лицом Леонардо сразу бросается в глаза. Брови, нос, губы, волосы, усы, борода≈все точь в точь как на знаменитом автопортрете Леонардо с небольшой поправкой на возраст.
В своей книге "Туринская плащаница: чей образ?" Пик-нетт и Клайв пишут о том, что интерес Леонардо к оптике и его членство в тайной секте "Сионская община" подтолкнули его к созданию Туринской плащаницы, чтобы посредством этой реликвии "поглумиться над христианской верой в воскресение Христа". И он осуществил свою затею, использовав полотно и тело, которому скрупулезно нанес все имевшиеся у Христа раны. При работе над плащаницей он использовал весь арсенал доступных средств, с помощью которых можно было в то время получить неплохой фотографический отпечаток (что и доказали Пикнетт и Принс, соорудив собственную, вполне сносную плащаницу). Но безмерно вызывающее святотатство Леонардо состояло в том, что к телу распятого он припечатал собственное лицо! Лица мученика и художника чрезвычайно похожи, что объяснят постоянно отмечаемое исследователями несоответствие головы телу.
Теперь посмотрим, как создавалась плащаница. Она соткана из простого льна методом, который применялся в Палестине во времена Христа. Только Леонардо со свойственной ему энциклопедической достоверностью мог позаботиться о таких деталях, как материал и технология его изготовления. Веки изображения с плащаницы прикрывают древнеримские монеты, на которых титул императора Тиберия отчеканен неправильно и это подлинная деталь. Такие монеты огромной редкости Леонардо мог раздобыть у нумизматов. На спине Иисуса следы бичевания. Это были особые римские бичи со свинцовыми шариками на конце плетей. И еще одна деталь, выдающая Леонардо. Следы гвоздей не в ладонях, а на запястях. Почему? Анатомические опыты, проведенные уже в XX веке, показали, что тело не могло висеть на гвоздях, вбитых в ладони; следовал разрыв сухожилий и падение. Между тем гвозди, вбитые в запястья, отлично удерживали тело. Опыты Леонардо с телами казненных известны. Он, видимо, проделывал их и для создания плащаницы. Остается еще одна деталь. В отпечатке почти нет следов краски, но есть следы били-рубина, вещества из состава крови. Леонардо, вероятнее всего, сделал отпечаток на ткани с тела умершего или казненного человека, а уж затем поработал над этим отпечатком кистью и "красками", в состав которых входили сукровица и кровь.
Создать такой шедевр, как Туринская плащаница, мог либо сам Леонардо, либо гений, равный ему в знаниях и в искусстве. Но равного да Винчи ни до, ни после него на Земле не рождалось.