Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Подмосковья Борис Громов встретились вчера в красногорской резиденции губернатора. Договорились синхронизировать генпланы развития регионов, в первую очередь транспортного и дорожного строительства.
Мэр и губернатор пообещали друг другу встречаться на регулярных коллегиях, следующая пройдет 18 ноября, сообщил Громов, и на ней к транспортному вопросу добавятся вопросы миграции и подмосковных земель, которыми будет пользоваться Москва. Координатором интеграции станет вице-мэр Москвы Юрий Росляк, сообщили в аппарате мэрии.
Вчера Росляк уже указал, что важной частью интеграции будет Мосводоканал — он работает и на Москву, и на Московскую область.
Человек, занимающий должность мэра Москвы, не бывал в резиденции губернатора Подмосковья много лет. Речь шла уже даже не о конкуренции регионов, а о противостоянии, напоминает политолог Ростислав Туровский: Москва и область боролись за право регистрировать у себя налогоплательщиков во время строительства торговых центров по внешней стороне МКАД, оспаривали границы Москвы и Подмосковья в Щербинке, переживали острый конфликт вокруг аэропорта «Шереметьево».
Два года назад сотрудники администрации президента заговорили об отставке Громова: в Подмосковье не прекращались покушения на чиновников, а владельцы подмосковных земель, которые напрасно искали защиты от покушения на свою собственность в областной администрации, создали настоящую политическую проблему. Тогда же в администрации президента стали говорить, что сменщиком Юрия Лужкова на посту мэра Москвы может стать руководитель аппарата правительства Собянин и именно ему предстоит объединить благополучную Москву с проблемным Подмосковьем.
Желание что-то сделать с областью есть, говорит теперь федеральный чиновник: именно в Подмосковье нужно строить «Сколково», а при нынешних проблемах с управлением областью это практически невозможно.
Сотрудничество Москвы и Московской области вовсе не означает слияния. Напротив, несколько кремлевских чиновников уверяют, что этот вопрос закрыт. Действительно, укрупнение регионов — собянинская тема, объясняет человек, близкий к Кремлю, его главным достижением на посту губернатора Тюменской области стало превращение Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов в доноров области. «Он сделал это тихо, на пересечении бизнес-интересов в регионе, — вспоминает собеседник “Ведомостей”. — И сейчас Собянин заинтересован как минимум в интеграции Подмосковья, если не в экспансии».
Но продвинуться дальше сотрудничества мэру Москвы не дадут, заверяют несколько кремлевских чиновников. И президент Дмитрий Медведев, и премьер Владимир Путин относятся к идее слияния скептически, объясняет один из них: «Есть коллегиальное решение — тему слияния больше не поднимать».
«Особенно теперь», — добавляет другой сотрудник администрации. До президентских выборов никто не станет ни создавать мегарегион, ни чрезмерно усиливать самого Собянина: в случае объединения бывший руководитель аппарата правительства имеет все шансы приобрести вес третьего лица в стране.
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков настаивает, что в этом вопросе нет политики: «Процесс никогда не стоял в прикладном плане». Но встреча глав регионов объяснима, у Москвы и области множество пересекающихся вопросов, объясняет он.
О перспективах слияния после 2012 г. в Кремле и правительстве спорят: по одной версии, вопрос закрыт навсегда — объединение гигантских управленческих массивов нецелесообразно. По другой — вопрос после выборов может быть снова поднят. Федеральный чиновник говорит, что рассматриваются и фантастические проекты: например, план разделения Московской области на «столичную» и «остальную», когда нарезы Подмосковья распределят по прилегающим регионам. Однако конституционных правовых форм для этого сегодня не существует. Сейчас ликвидировать регион можно лишь путем референдума. Но лидер ЛДПР Владимир Жириновский уже внес в Думу законопроект, позволяющий менять границы региона, если этот процесс инициируют Госдума и Совет Федерации.
«Пока вообще надо посмотреть, как Собянин управляется с Москвой», — объясняет чиновник администрации президента. Собянин и сам понимает ситуацию, считает Туровский: «Он, конечно, претендует на роль старшего брата в агломерации, однако пока влияния на тему транспортного строительства Собянину вполне достаточно».