В прокат выпустили "Сатисфакцию", фильм, обаяние и эффектность которого являются бесспорной заслугой так горячо любимого многими Евгения Гришковца
Режиссером "Сатисфакции" стала Анна Матисон, она же выступила вместе с Гришковцом соавтором сценария, но поскольку творчество Матисон знакомо нам всем значительно меньше, то в каждом повороте, в каждой фразе и в каждом моменте рюмочной дуэли видится, прежде всего, главный герой и по совместительству продюсер "Сатисфакции". Евгений Валерьевич, он во всем, но в то же самое время его бизнесмен Саша, конечно же, никакой не Гришковец. И тут никакой путаницы, недосказанности и прочего посмодернизма быть не может.
Итак, Саша. Саша – человек конкретный, в самом положительном, стремительно устаревшем смысле этого слова. Он ведет серьезные дела, в каждом движении воля и уверенность, а еще какое-то вселенское спокойствие удава, что, впрочем, не исключает вероятность того, что обманщика со стройки он легко может припечатать твердым кулаком. В общем, "Саша очень любит книги про героев и про месть", но в нашей "Сатисфакции" все эти достойные человеческие качества своенравно преобразуются в диковатые гримасы современности и ее нравов. С другой стороны, возникшая ситуация ни на первый, ни на второй взгляд не оставляет главному герою, ну, буквально, никаких шансов. Так, или, кажется уже, никак вовсе.
Очевидно, что в индивидуальном заплыве с напитками различной крепости ни сути не вычленишь, ни той самой сатисфакции не получишь, сценарий это не киношный совсем, а расписная медкарточка алкоголика, вот и у Саши с этим невидимым противником, как мы понимаем, проблем нет, но зато в жизни Саши имеется Дима. Дима – отнюдь не абстрактное зло, он молодой, то есть моложе Саши, дерзкий, то есть работает по другим правилам, в общем, такой, какому не мешало бы указать на его место или же внести коррективы в свое собственное железобетонное мировоззрение. Разбираться с подставившимся помощником на ножах или на паре "макаровых" – абсолютный для Саши моветон, и изящный выход находится сам собой.
Герои на неопределенное время закрываются "на закрытое мероприятие" в ресторане и под всевидящим дулом видеокамеры начинают свой исповедальный поединок про смыслы жизни и мороженое. Понятно ведь, что ни победителя, ни проигравшего в намеченном сражении не предвидится, этот не тот случай, как с Роршахом в "Хранителях, когда "это не меня с вами заперли, это вас со мной заперли". Дима и Саша бьются за нечто другое, а внешний сердитый враг спрятан глубоко внутри каждого из дуэлянтов.
У "Сатисфакции" есть лишь несколько простительных и каких-то "незрелых" недостатков. Например, в уже завязавшийся диалог с препятствиями зачем-то введены эпизоды с посиделками бездельничающей ресторанной челяди на кухне, то есть, понятно, что к чему подклеивается, и что кого должно оттенять, но в целом это придает и без того точному и сочному конфликту некоторую ненужную избыточность. То же самое ощущение возникает и при наблюдении за сверхтщательной операторской работой, камера фиксирует взгляд то на неузнаваемых пейзажах безымянного города, то уже потом мечется в кривых отражениях бутылок и посуды, плотоядно облизывается, зависая над соленьями с нарезкой, мечется по углам и застревает на каком-нибудь не по-фэншуйному стоящем стуле. Играющий Диму актер Денис Бургазлиев тоже в какой-то момент, и даже не однажды, теряет нить собственной роли и вместе с ажурной калейдоскопичной заставкой укладывается под каток харизмы имени Гришковца, а "Сатисфакция" потихоньку становится моноспектаклем, то есть тем жанром, который так знаком поклонникам Евгения Валерьевича