Российские СМИ начали исследовать возможные связи между компьютерной игрой под названием Call of Duty и кровавым терактом, происшедшим на этой неделе в московском аэропорту.
Телеканал Russia Today в своем репортаже сравнил знаменитую сцену стрельбы в аэропорту из компьютерной игры с последствиями взрыва в международном аэропорту «Домодедово», убившего 35 человек.
Еще до выхода неимоверно популярной игры «Call of Duty: Modern Warfare 2», выпущенной в 2009 году компанией Activision, вокруг нее возник скандал, когда, благодаря утечке материалов, стало известно, что в ней игроки могут присоединиться к группировке российских ультра-националистов, планирующих открыть огонь по пассажирам в аэропорту.
Сцена в российском аэропорту из «Modern Warfare 2», в которой террористы пользовались автоматами, заметно отличается от взрыва в «Домодедово», осуществленного, как сейчас подозревают официальные лица, двумя смертниками – мужчиной и женщиной. Однако, несмотря на это, параллели между игрой и терактом неминуемо должны были возникнуть.
«Игра «Call of Duty: Modern Warfare 2» превратилась в ужасную реальность... учитывая, сколько людей загружали эту сцену, смотрели ее или играли в саму игру, стоит задуматься, полагал ли кто-нибудь, что она может так близко подойти к воплощению в жизнь», — заявила ведущая Russia Today.
Канал также привел комментарий американского эксперта по терроризму Валида Фареса (Walid Phares), который считает возможным, что компьютерные игры влияют на стратегию террористов.
Фарес, возглавляющий проект Future Terrorism Фонда защиты демократий (Foundation for Defence of Democracies) заявил: «Нам необходимо знать, не используют ли террористы и экстремисты базовые модели из этих видео, DVD, или игр».
«Я полагаю, что те, кто уже поддался радикализму – в данном случае, вероятно, джихадисты, «Аль-Каида» или нечто в этом роде, – видят эти игры и понимают, что их можно использовать для обучения».
Американский медиакритик Дэнни Шехтер (Danny Schechter) в свою очередь заявил российскому новостному сайту: «Вот так индустрия развлечений отражает реальность, а реальность — индустрию развлечений. Все это влияет на людей, хотя разработчики всегда говорят, что их деятельность никакого влияния ни на кого не оказывает».
Однако многие из посетителей сайта Russia Today, прокомментировавших материал, категорически не согласны с таким подходом.
«Люди, очнитесь! Винить в случившемся следует только извращенный и больной разум террористов», – пишет один из них.
«Идиоты... говорят о «виртуальной версии» и одновременно о «вымышленном аэропорте»... приравнивают взрыв к стрельбе... глупые журналисты...» — возмущается другой.
«Ну конечно, у террористов закончились идеи насчет того, как убивать людей, поэтому сейчас они сидят по своим пещерам и ищут вдохновение в видеоиграх. Если кто-то захочет угробить кучу народа, ему вряд ли потребуется видеоигра, чтобы разработать такой исключительно сложный план, как отправка в аэропорт террориста-смертника», – добавляет еще один.
Теории об отрицательном влиянии жестоких компьютерных игр на общество пока не находят научного подтверждения, однако армия и полиция все чаще используют компьютерные игры для подготовки к реальным боевым условиям.
Китайская газета «Жэньминь жибао» писала в 2007 году о трехдневном чемпионате по компьютерной игре «Counter-Strike», в котором участвовали 300 полицейских из города Тяньцзиня. Таким образом, власти рассчитывали повысить навыки полиции в области борьбы с терроризмом.
Американских военнослужащих также тренируют на некоторых компьютерных играх, чтобы помочь им подготовиться к действиям в экстремальных боевых условиях – таких как те, с которыми им приходилось иметь дело в Ираке и Афганистане.
Взрыв в аэропорту стал вторым крупным происшествием этого месяца, связанным с компьютерными играми. Джаред Лофнер (Jared Loughner), обвиняющийся в том, что он устроил в этом месяце бойню в американском городе Тусон, в ходе которой были убиты шесть человек и еще 14 были ранены, был активным участником онлайн-игры Earth Empires.
Администраторы сайта заявили, что они были «абсолютно шокированы тем, что член относительно небольшого сообщества участников игры мог быть причастен к подобным чудовищным деяниям».