Аркадий Райкин не боялся говорить о проблемах в государстве, которое нещадно боролось с любыми проявлениями свободы слова. Его сатирические монологи на тему бюрократии и социальных проблем в СССР иногда были настолько резкими, что многие зрители после концерта спорили, посадят Райкина в тюрьму или нет, но актер продолжал трудиться на сцене, и продолжал высмеивать все негативное, что присутствовало на то время в обществе.
Многие утверждали, что Райкин выступает только после согласования текстов с самим Леонидом Брежневым. Данные утверждения, были вызваны тем, что в 70-е годы двадцатого века в СССР за рассказанный анекдот на политическую тему можно было угодить на несколько лет в тюрьму, в то же время Райкин мог спокойно выступить с монологом, в котором высмеиваются действия чиновников первого эшелона власти.
О том, что Брежнев внимательно следил за каждым выступлением сатирика, говорит тот факт, что после его выступления в 1973 году на концерте в Ленинграде была произведена чистка кадров в управлении торговли Ленинградской области. В том выступлении Райкин рассказал монолог, в котором он рассказал, как ему народному артисту СССР, в одном из магазинов Ленинграда отказали в продаже товара, ссылаясь на то, что данный товар продается по записи и в свободную продажу не поступает. С момента концерта прошло семь дней и в торговых сетях Ленинградской области начали проводиться комплексные проверки, по результатам которых многие чиновники управления были уволены.
Аркадий Райкин обладал великим талантом перевоплощения в образы персонажей своих монологов. Прекрасный фильм “Люди и манекены” не только стал одним из самых популярных фильмов, но и показал все грани актера, который представал перед зрителями в самых различных образах, от продавца магазина до чиновника управления.
Вся жизнь Аркадия Райкина была посвящена театру. Он любил театр и как однажды признался: “Если однажды я приду в театр, а мне укажут на дверь, то моя жизнь окончится на его пороге”. В 1982 году Райкин перенес созданный в 1939 году театр миниатюр из Ленинграда в Москву, который получил название “Сатирикон”. Театр стал плодом его творческих поисков, и по замыслу сатирика под крышей театра должен собраться коллектив который не только будет разделять его взгляды на жизнь, но и продолжит работу после его смерти.
В течение пяти лет после создания театра “Сатирикон” Аркадий Райкин смог подобрать великолепный коллектив, который действительно стал звездным. Вот как охарактеризовал коллектив “Сатирикона” сам Аркадий Райкин: “У меня замечательная труппа. Часть ее - артисты, с которыми мы начинали - из первого “призыва” - настоящие профессионалы, есть и второе поколение, которое пришло позже. И есть совсем молодые, только что окончившие Школу-студию МХТ. Что касается их, то тут у меня много надежд, очень важно то, что актерам театра "Сатирикон", как мне кажется, свойственна некая созидательная, положительная энергия. Она присутствует в них всегда, даже когда мы работаем над трагедией. Это качество позволяет нам всегда оставаться все-таки светлым театром, что очень важно, поскольку в окружающей жизни, к сожалению, много темного… Главное чувство, которое мы испытываем, выходя на сцену – это любовь к зрителям”.
К сожалению 17 декабря 1987 года Аркадий Райкин скончался. Это стало настоящей трагедией не только для его семьи и близких людей, но и для всего советского народа, который любил и гордился своим великим Актером.