По некоторым данным, практически каждый пятый в Росси автомобиль, выставляемый на продажу, является залоговым. Сбывая такие машины, обычно мошенники пользуются тем, что в стране не существует единой базы кредитного транспорта. На основании этого, в настоящее Министерство финансов разрабатывает новый документ, согласно, которому можно будет проследить историю любого автомобиля. На сегодняшний день ситуация такова, что если нужно узнать, не является ли машина залоговая, то необходимо обойти вес банки, выдающие автокредиты.
В адвокатской практике был случай, когда гражданин копил деньги на микроавтобус, но в итоге купил кота в мешке. Вроде, и машина была исправная и документы в порядке, но когда он пошел получать в ГИБДД номера, то ему сообщили, что покупка ему не принадлежит. Оказалось, что машина находится под арестом.
Арест на автомобиль был наложен по заявлению банка, где первый владелец микроавтобуса брал кредит, но не выплатил. Тогда банк потребовал вернуть машину, причем по закону совершенно не важно, кому из владельцев данный момент принадлежит автомобиль. Судебные приставы рассказывают, что это не единичный такой случай, каждый пятый в России автомобиль – залоговый.
Таким образом, пришлось гражданину забыть о своих планах, заняться маршрутными перевозками, машину он спрятал в деревне и обратился за помощью к адвокату. Судебное разбирательство продолжалось примерно полтора года. Новому автовладельцу повезло, что кредитный договор был составлен с ошибками, поэтому адвокату удалось доказать, что машина не перешла в залог. Но подобный случай – исключение. Чаще всего, при покупке машин, заложенных в банке, новые владельцы их тут же теряют.
Один из адвокатов Алексей Чебунин сообщил, что российское законодательство несовершенно при решении вопросов, касающихся залоговых машин. Существует противоречивая практика, когда арбитражные суды считают правильным учитывать права добропорядочных покупателей и не обращают взыскание на заложенные автомобили. Зато суды общей юрисдикции - это делают практически всегда.
Обычно мошенники берут кредит под залог машины. Если паспорт автомобиля остается в банке, то они обычно пишут заявление в ГИБДД о потере документов. После того, как у них оказывается на руках дубликат ПТС, машина сразу же продается на рынке. Пока в суд дойдет заявление банка о невыплате кредита, авто может поменять несколько владельцев. Но не повезет именно последнему из них, которому и придется отвечать за невыплату кредита. Мошенники пользуются тем, что практически невозможно определить заложен автомобиль в каком-нибудь банке или нет. Дело в том, что единой базы в России нет.
Начальник отдела управления розничными кредитными рисками ЮниКредит Банка Рустам Идрисов говорит, что это старая проблема, об этом еще лет пять говорили и представители банков и ГИБДД, но до сих пор никакого решения не было принято. Необходимо, чтобы государство подтолкнуло законодательные органы на решение данного вопроса, как можно быстрее.
В настоящее время Министерство финансов занимается разработкой законопроекта «О регистрации залога». Планируется, что все банки в течение трех дней должны будут предоставлять в бюро кредитных историй сведения о каждом заложенном автомобиле. Известно, что некоторые агентства уже готовы, не дожидаясь выхода нового закона предложить свои услуги и открыть базы данных за определенную плату, причем информация будет поступать в режиме онлайн.
Гендиректор агентства кредитных историй Александр Викулин сообщил, что любое заинтересованное лицо сможет получить данные о том, находится ли необходимый для него автомобиль в залоге или нет. Для этого достаточно будет ввести vin-код приобретаемого транспорта. Представители агентства сообщили, что в базе кредитного бюро уже имеется информация о половине заложенных в России автомобилей. Поэтому, чтобы быть уверенным в покупке достаточно будет просто отправить запросы в несколько бюро. В противном случае придется обойти все банки, где занимаются выдачей автокредитов.
Вообще юристы советуют при покупке поддержанных автомобилей соблюдать некоторые предосторожности. В частности, требовать у автовладельца справку из банка о том, что кредит за автомобиль был полностью выплачен, а также не связываться с теми, кто продает транспорт по дубликату ПТС.
Другой адвокат Антон Лелявский советует, на что следует обратить внимание при покупке подержанного автомобиля. В частности подозрение должна вызывать машина с маленьким пробегом и приобретенная совсем недавно. Дело в том, что среднестатистический добропорядочный автовладелец никогда не будет покупать автомобиль для себя на полгода. Обычно на купленной машине ездят года два-три, до окончания срока гарантии. Поэтому, если машина продается срочно и быстро, да еще и по низкой цене – это должно обязательно насторожить или хотя бы заставить задать вопросы. Кроме того, залоговые автомобили чаще всего продаются по доверенности, а настоящий собственник машины может быть прописан где-то в другом месте, и найти его потом, чтобы потребовать деньги обратно будет практически невозможно. Ведь пострадавший от обмана может потребовать возмещения убытков только от того, кто продал ему уже заложенный автомобиль, но вот только перспективы найти его очень туманны.