Борьба за собственность между РОСТО (бывший ДОСААФ) и Минобороны ставит на грань уничтожения одну из лучших пилотажных групп с символическим названием «Русь». У Вяземского учебного авиационного центра РОСТО, где тренируются летчики этой группы, генералы хотят отобрать самолеты и продать их в частные аэроклубы. Это вызывает протесты не только у 4,5 тысячи летчиков, что учились здесь летать. 160 инструкторов - профессионалов готовы объявить голодовку.
А ведь еще недавно на Международном авиакосмическом салоне в Жуковском настоящий фурор произвело выступление наших летчиков из городка Вязьма, что в Смоленской области. Никто в мире, кроме группы «Русь», не показывает такой слаженный групповой пилотаж. Обычно на авиационных показах летчики работают парами или четверками. Большая редкость, когда в одном строю фигуры высшего пилотажа выполняет шесть самолетов сразу. А тут целая девятка!
Редкая журналистская удача – наблюдать за полетами лучших летчиков мира не только с земли, но и с неба. Мне посчастливилось подниматься в воздух на самолете с Сергеем Бондаренко - одним из асов пилотажной группы «Русь». Эти двадцать пять минут полета на реактивном «Альбатросе» запомнились на всю жизнь.
Тогда мы взлетели с аэродрома не девяткой, а всего лишь парой. Сначала шли по прямой. На жаргоне летчиков такой полет называется «блинчиком». На высоте ас-инструктор даже разрешил пару минут «порулить» самолетом. Удивительно, но учебно-тренировочный Л-39 легко слушался даже новичка.
Штурвал на себя, и самолет, задирая нос, уходит вверх. Резко бросаешь ручку влево, Л-39 переворачивается вокруг своей оси. «Бочки», «горки», другие фигуры высшего пилотажа, кажется, сам бы выполнил запросто. Как же обманчиво это впечатление! Чтобы стать настоящим летчиком, надо провести за штурвалом не двадцать пять минут, а двадцать пять тысяч часов, что налетал Сергей Бондаренко. Только на подготовку пилота истребителя второго класса тратится примерно 2,5 миллиона долларов. А в небе над Вязьмой – лучшие летчики планеты. Каждый из них - бесценное достояние своей страны. Неужели они останутся без работы?
Легендарная женщина летчик-испытатель Марина Попович, считает такое решение вредительством. Ее поддерживает летчик-космонавт Светлана Савицкая. Именно в Вязьме она проходила летную подготовку в 1972 году. А сейчас здесь готовят высококвалифицированные кадры не только для российских ВВС, но и летчиков для братской Белоруссии. Причем, их обучение в РОСТО обходится бюджету гораздо дешевле, чем в летных училищах Минобороны.
Вяземский центр до последнего времени ставили в пример. Ему помогали. Например, в 1996 году, учитывая большую работу пилотажной группы "Русь" по пропаганде отечественной авиации и военно-патриотическому воспитанию молодежи, решением министра обороны РФ Вяземскому УАЦ было передано 15 самолетов Л-39. В 2000 году - центр получил еще 10 самолетов Л-39 и 2 самолета Л-410. За 20 с лишним лет пилотажная группа "Русь" выполнила несколько сотен демонстрационных полетов в различных городах России и зарубежья, в воинских гарнизонах, на международных авиашоу и авиасалонах. И вот в награду – отлучение асов от неба. Знаменитая эскадрилья гибнет в жерновах межведомственных интриг между РОСТО и Минобороны.
Чтобы понять причину этого, пришлось провести небольшое расследование. Как сообщили наши источники в военном ведомстве, все дело в личном интересе некоторых «арбатских» генералов. Сейчас в Генштабе грядут отставки высоких должностных лиц. На одну лишь военную пенсию «лампасники» жить не собираются. Они уже оформили на жен ряд коммерческих структур. Среди них, по некоторым данным, есть и частный аэроклуб. Но у него пока маловато техники. Потому-то и хотят высокие чины отнять реактивные «Альбатросы» у воздушных асов. Далее механика отлажена: затем списать их, а потом продать по остаточной стоимости подставным фирмам. А в конечном итоге, за сущие копейки, своим же женам.
Как объяснили специалисты, бизнес этот весьма выгодный. Так, содержание одного реактивного самолета в частном аэроклубе обходится в 1500 долларов в месяц. А за час полета на реактивном «Альбатросе» с клиентов берут 600 долларов. За день выходит больше 3 тысяч «баксов». Чистая прибыль в месяц более 50 тысяч «зеленых».
И это по самым скромным меркам. Ведь еще недавно за час полета на «спарке» Су-27 коммерсанты в погонах брали с иностранцев 12 тысяч долларов, а на Миг-29 – 10 тысяч. Все это «прикормленные» турфирмы рекламировали, как воздушный «экстрим» для миллионеров.
Однажды мне довелось быть свидетелем таких коммерческих полетов. После фуршета у взлетной полосы подмосковного аэродрома в полет на двухместном реактивном истребителе отправилась шведская мебельная фабрикантша. После приземления на моложавую миллионершу жалко было смотреть. Куда делась кровь с молоком с холеных щек? Она была бледна, как смерть.
Правда, после взвешивания выяснилось, что за час полета от перегрузок шведка потеряла почти три килограмма. Тут был и вчерашний ужин, и сегодняшний закусон. Остатки трапезы, матерясь, вымывали из кабины техники самолета.
Раньше на наших реактивных самолетах тоже учились летать иностранцы. Но это были, в основном, военные. Сейчас, кто угодно. Были бы деньги.
Странно, что на пилотажном деле зарабатывает не государство, а коммерсанты. Наша страна из-за невнимания к подготовке летчиков теряет миллионы долларов. Валюта за полеты иностранных летчиков на наших самолетах очень пригодилась бы нашим асам. Ведь даже лучшие пилотажные группы России из-за дороговизны топлива летают в пять раз меньше, чем их зарубежные коллеги.
- Стоимость подготовки летчика на самолете фронтовой авиации, - говорит заместитель начальника Генштаба генерал-полковника авиации Александра Ноговицына, - с учетом обучения в военном авиационном институте с выполнением полетов на самолете Л-39 при налете 100 часов составляет 6,86 миллиона рублей, а с последующей подготовкой на самолете МиГ-29 до получения квалификационной категории 3 класса – 37 миллионов рублей. Итого: миллион долларов с хорошим хвостиком.
А вот вяземская пилотажная группа «Русь» до недавнего времени умудрялась готовить кадры для ВВС союзной с Россией Республики Белоруссия за гораздо меньшие средства. На одного курсанта для летной практики белорусская Военная академия выделяла чуть более 30 тысяч долларов.
…Российские небесные гусары зарабатывали бы еще больше денег и славы стране, да мешают коммерсанты в погонах. Например, Генштаб сорвал участие в чемпионате мира по высшему пилотажу в Объединенных Арабских Эмиратах знаменитых «Стрижей» и «Русских витязей». Говорят, не дождавшись пресловутого «отката», военные чиновники не поставили нужные подписи на готовящемся решении правительства. В результате нанесен не только финансовый, но и моральный ущерб всей нашей авиации.