Российское военное ведомство закупит высокотехнологичного оружия в Израиле на $50 млн
Министерство обороны России заключило контракт с израильской фирмой на поставку партии беспилотных летательных аппаратов, сообщил заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин. Он отметил, что эти беспилотники закупаются не для того, "чтобы они воевали". "Главное - отработать принципы применения", - отметил Поповкин. Замминистра также сообщил, что, скорее всего, будет переподчинен центр беспилотной авиации, который сегодня находится в составе ВВС России. "Не летчик должен управлять беспилотной авиацией", - пояснил замминистра. Правильно ли мы поступаем, закупая израильское вооружение рассуждает депутат Мосгордумы, полковник в отставке Валерий Шапошников.
«СП»: – Мы покупаем беспилотники у Израиля, значит, мы безнадежно отстали в производстве «умного» оружия?
– Невозможно быть впереди планеты всей во всем, в том числе в вооружениях. Где-то у нас лучше, где-то хуже. По беспилотникам мы сейчас отстаем, но ничего в этом страшного я не вижу.
«СП»: – То есть это правильный шаг?
– Если это укрепляет нашу обороноспособность – да. Эксперты наверняка все просчитали, уже не те времена, когда спонтанно, единолично принимались такие решения. Хотя здесь, конечно, есть над чем задуматься.
«СП»: – Барак Обама переориентировал военный бюджет на «умное» высокотехнологичное оружие. Нам не следует сделать нечто подобное?
– Если это оружие современное, если его эффективность намного выше, чем у традиционного, надо вкладывать в разработку такого вооружения. Но в то же время нельзя забывать, что американская армия и российская – это две разных армии.
«СП»: – То есть у нас традиционные вооружения играют большую роль?
– Не скажу, большую или меньшую. В зависимости от военной доктрины. В каких конфликтах мы собираемся участвовать, и собираемся ли вообще.
«СП»: – Вот американцы хотят, судя по военному бюджету, участвовать в удаленных конфликтах на чужих территориях, и с минимальным применением собственной живой силы…
– Америка – молодое государство, которое ни разу на своей территории не воевало. Так что брать с них пример, брать за основу их военную доктрину нельзя.
«СП»: – Израильские вооружения действительно ведущие в плане высокоточных систем?
– То, что мы знаем – да, они молодцы в этом плане.
«СП»: – Мы будем развивать свое высокоточное оружие?
– Мы его развиваем, но не с такой скоростью, как хотелось бы. Ученые работают, институты у нас есть.
«СП»: – Скажите, мир идет к тому, чтобы разделить специализацию в области вооружений, или каждая страна должна, в идеале, производить все оружие самостоятельно? Полностью обеспечивать свои военные потребности сама?
– Нет, думаю, такого в вооружении уже не будет.
Почему Россия покупает беспилотники
Минобороны РФ закупит три системы ближней и средней дальности компании Israel Aerospace Industries (IAI). Сумма первой сделки $50 млн. Впервые о намерении закупать израильские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) заявил начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров. Это случилось 13 ноября 2008 года в ходе его выступления перед комитетом Госдумы по обороне. Оказалось, в Израиле побывала делегация Минобороны РФ во главе с начальником вооружения генералом армии Владимиром Поповкиным и заместителем начальника аппарата министра Александром Горбуновым, отвечающим за оборонную промышленность. И обсуждала делегация в том числе покупку БПЛА.
После переговоров и согласований в российском военном ведомстве к началу апреля окончательно определились с конкретным списком закупаемых систем. Это будут легкий переносной комплекс мини-БПЛА Bird-Eye 400 (взлетная масса — 5 кг, радиус действия — 10 км), тактический I-View MK150 (соответственно 160 кг и 100 км) и БПЛА среднетяжелого класса Searcher Mk II (426 кг и 250 км). Все они — продукция госкомпании Israel Aerospace Industries.
По словам представителя ОПК, обычно половина контракта — это оплата подготовки материально-технической базы и специалистов для обслуживания БПЛА, что может означать в перспективе продолжение "закупочной серии израильских беспилотников". Тем более что, по разным оценкам, российской армии необходимо 50-100 БПЛА и не менее 10 комплексов управления.
Отечественными беспилотниками сейчас занимаются несколько десятков компаний, в том числе РСК МиГ, корпорация "Иркут", "Вертолеты России", компания "Транзас", концерн радиостроения "Вега". Но никаких серьезных достижений в этой отрасли в России пока нет. Это признают прежде всего сами военные заказчики. Генерал Поповкин заявил месяц назад: "На разработку беспилотников Минобороны выделило 1 млрд рублей, однако, к сожалению, нормального аппарата так и нет". Имеющийся же беспилотный парк безнадежно устарел: аппараты "Пчела-1" (ОКБ имени Яковлева) разработаны в 1980-е годы, "Стриж" и "Рейс" (ОКБ имени Туполева) — в 1970-е.
По некоторым данным, во время войны в Южной Осетии Минобороны попыталось испытать все предоставленные ему беспилотники (и имеющиеся на вооружении, и перспективные — предложенные разработчиками), но ни один из них не выполнил в полной мере поставленных задач. В отличие от грузинских военных, применявших беспилотники израильской компании Elbit Systems, российские войска действовали фактически вслепую.
(По материалам газеты «Коммерсантъ»)