Бывшие эсэсовцы отметили памятную дату. В гости к ним пожаловали нацисты из Европы
В местечке Синимяэ у границы с Россией состоялся очередной слет легионеров эстонской дивизии SS. На сей раз дата была «знаменательной». Прошло ровно 65 лет после начала боев с... соотечественниками из советского Эстонского 8-го стрелкового корпуса.
Чем закончились эти бои – известно всему миру. Но после распада СССР прибалтийские эсэсовцы подняли голову и ведут себя так, будто сражались за правое дело. Даже памятник в Синимяэ, на котором изображена национальная эмблема эстонских эсэсовцев, – рука рыцаря с мечом (эстонские эсэсовцы носили ее вместе с традиционным символом SS), посвящен борцам за свободу республики.
Вообще, с памятниками борцам за свободу в Эстонии немало курьезов. Так, другая памятная плита, на которой изображен эсэсовский солдат со шмайсером, сначала была установлена в центральном парке Пярну. Из-за протестов, поднявшихся во всем мире, ее убрали, и, в конце концов, она нашла пристанище в поселке Лагеди под Таллинном на территории Музея борьбы за освобождение Эстонии. Эту плиту тоже почитают бывшие эсэсовцы, а написано на ней вот что: «Всем эстонским воинам, павшим во II Освободительной войне за Родину и свободную Европу в 1940-1945 годах!» Второй Освободительной войной в Эстонии теперь именуют ту, которую мы называем Великой Отечественной. Первая была после распада Российской империи. Ну а фраза насчет свободной Европы при гитлеровцах – вовсе нонсенс.
И вот 65-летие проигранного сражения ветераны SS отмечали в Синимяэ с помпой. Стариков с фашистскими регалиями поддержали парни из «Клуба друзей Эстонского легиона». Были на шабаше и известные эстонские политики, в том числе из парламента. Съехались бывшие эсэсовцы из Норвегии, Дании, Германии, Голландии. Здесь им вольготно, а на родине такие шабаши запрещены.
Любопытно, что полиция охраняла спокойствие почитателей Гитлера, а вот когда к «месту происшествия» явились антифашисты, их задержали и отвезли в полицейский участок.
Вообще-то, пытаться переубедить бывших эсэсовцев и их почитателей, чтобы они прекратили переписывать историю минувшей войны, - бесполезное занятие. Просто надо признать, что после распада СССР власть в Эстонии оказалась в руках тех, кто поддерживает сторону, воевавшую против Советского Союза, то есть фашистов. И относиться к этой т.н. элите следует так, как относятся во всем мире к бывшим эсэсовцам и их пособникам.
Правда, в Таллинне упорно твердят, будто эстонские части SS были борцами за свободу, а не «традиционными» эсэсовцами. А любые разоблачения с российской стороны гневно отвергают, как пропагандистские. Что ж, обратимся к «Еврейскому журналу», который не так давно опубликовал статью об эстонских эсэсовцах.
Иерусалимский Центр Симона Визенталя, занимающийся расследованием преступлений нацистов, уже давно обвиняет Эстонию в пособничестве нацистским преступникам, говорится в статье. Директор Иерусалимского центра Визенталя Эфраим Зурофф заявил не так давно в ответ на обвинения центра со стороны эстонских властей в необъективности: «Я хочу подчеркнуть, что проблема Эстонии с нацистскими преступниками состоит в том, что там нет политической воли, для того чтобы отдать этих преступников под суд». Эфраим Зурофф считает, что Эстония - прибежище для самых ужасных пособников Гитлера.
В годы Великой Отечественной войны на территории Эстонии было более 140 концлагерей. Только в Тартусском лагере было уничтожено 12 тысяч человек. В концлагере в Клоога было убито около 8 тысяч.
С 1941 по 1944 гг. было убито от 120 до 140 тысяч евреев, русских, украинцев, белорусов и людей других национальностей. Около 70 тысяч - за зиму 1941 - весну 1942-ого года. Убивали всегда с особой жестокостью и не щадили ни женщин, ни детей. В феврале 1942 года Эстония была объявлена свободной от евреев. По разным оценкам из пятитысячной еврейской общины Эстонии в живых осталось не более 500 человек.
Около 30 тысяч эстонцев служили в подразделениях SS, большинство - добровольно, отсюда и очень доверительное отношение немцев к эстонцам - на 30 тысяч эстонцев было всего 800 немцев проверяющих. Эстонские отряды «Омакайтсе» и «полицаи» из «Остланд» славились своей жестокостью, а служащие в концлагерях эстонские пособники нацистов изобрели новый экономически-безотходный способ уничтожения людей - узникам вырывали золотые зубы и снимали кольца до казни.
Такие вот «борцы за свободу». Логика движения эстонских националистов к SS была очень ясной выраженной. Еще после присоединения Эстонии к СССР, непосредственно перед войной, германская разведка активизировала связи с ними с целью подготовки вооруженного мятежа к моменту нападения Германии на СССР, пишет «Еврейский журнал». Благодаря действиям органов государственной безопасности СССР эти планы не были реализованы.
Члены эстонских вооруженных отрядов старались дезорганизовать тыл советских частей, разрушали линии связи и мосты, обстреливали группы красноармейцев. Также они проводили аресты советских граждан, устраивая тюрьмы в сараях и подвалах в ожидании прихода немцев.
После нападения нацистской Германии на СССР в городе Печоры, переименованном в Петсери, были установлены новые порядки. В июне - начале июля 1941 г. группа бывших членов местного отделения «Кайтселийта» (добровольные военизированные формирования националистов) и военнослужащих эстонской армии, ушедших в подполье после 1940 года, жила ожиданиями немецкого наступления. Когда части Вермахта уже подходили к Печорам, некоторые из них достали старую парадную форму, и с криками «Хайль Гитлер» вышли на площадь встречать немцев. Гитлеровцы сумели собрать людей, вошедших в так называемый «Лендсалг» - летучий отряд, проводивший аресты и расстрелы евреев и советских активистов.
В 1942 году по приказу Адольфа Гитлера был создан Эстонский легион SS, который с января 1944 года больше известен как 20-я дивизия SS. Эстонский легион был сформирован из числа местных жителей. Именно они после прихода гитлеровцев осуществили еврейские погромы. Уже 25 октября 1941 года бригаденфюрер SS Шталекер докладывал, что уничтожение евреев в Прибалтике проводилось полицией и силами самообороны и носило характер «самоочищения». К докладу были приложены «Отчет о числе казненных» и карта с указанием мест казни. Гитлеровцы использовали способности эстонских фашистов по реализации «Ваннзейского протокола» (проект уничтожения 11 миллионов евреев на захваченной фашистами территории).
Кроме этого, для охранной службы и борьбы с партизанским движением в тылу группы армий «Север» с сентября 1941 г. немецкое командование начало формирование эстонских батальонов вспомогательной полиции. Всего за время войны в Эстонии было сформировано 26 таких батальонов. Показателем особого доверия немцев к эстонским полицейским батальонам было и то обстоятельство, что там были введены воинские звания вермахта.
Полицейские и восточные батальоны использовались преимущественно для проведения карательных акций против гражданского населения, борьбы с партизанским движением и охраны концентрационных лагерей. Так, 36-й эстонский полицейский батальон принимал участие в массовом расстреле евреев в белорусском городе Новогрудки 7 августа 1942 г., а также нес охрану лагерей военнопленных, работавших на угольных шахтах Сталино и Макеевка. В Псковской области против партизанского движения боролись 37-й и 40-й батальоны.
Эстонская полиция и «силы самообороны» ликвидировали сторонников советской власти, к которым зачастую причислялись все русские жители некоторых городов и сел, а также эстонцев - членов левых организаций. После занятия вермахтом Тарту летом-осенью 1941 г. в противотанковом рву под городом (в населенном пункте Лемматси) эстонскими националистами было убито более 12 тысяч мирных жителей и советских военнопленных.
Эстонские полицейские принимали участие в ликвидации евреев, привозимых в страну из стран Европы, в основном из Чехии. Например, 5 сентября 1942 г. в местечко Каасику прибыл эшелон с 1000 евреев из гетто Терезиенштадт. Все они были расстреляны сотрудниками эстонской политической полиции. Через неделю такая же судьба постигла и евреев, доставленных из Берлина.
Разоблачениям, которые сделал «Еврейский журнал», опирающийся на конкретные архивные материалы, ничего не противопоставишь. Поэтому нынешние пособники гитлеровцев пытаются замалчивать эти вопиющие факты и кричат о пропагандистских акциях Кремля против борцов за свободу Эстонии.
Но вот – последние заявления Эфраима Зуроффа. В газете «Jerusalem Post» он высказался по поводу попыток стран Балтии приравнять сталинизм к гитлеризму, а популярная литовская газета «Летувос ритас» так сформулировала главную идею статьи в своем заголовке: «Зурофф: «Разговорами о пакте Молотова-Риббентропа страны Прибалтики пытаются отвлечь внимание от собственных преступлений».
Директор иерусалимского Центра Симона Визенталя утверждает, что литовцы, латыши и эстонцы, приравнивая сталинизм к гитлеризму, пытаются прикрыть тему собственной ответственности за истребление еврейского народа во времена нацистской оккупации. «Когда Европейскому союзу, США, Израилю и живущим по всему миру евреям не удалось заставить страны Прибалтики заняться своими преступлениями Холокоста, правительства стран Прибалтики начали компанию, приравнивания коммунизма к нацизму», - говорит Зурофф. «В странах Прибалтики в преступлениях Холокоста обвиняются только немцы и австрийцы, - пишет он. - Местные музеи оккупации игнорируют тему Холокоста».
Собственно, будущие попытки прибалтийских эсэсовцев выдать себя за борцов с коммунистическим режимом, борцов за свободу, предусмотрел еще Нюрнбергский Международный военный трибунал. Он постановил, что «SS использовалась для целей, которые согласно Уставу являются преступными и включают преследование и истребление евреев, зверства и убийства в концентрационных лагерях, эксцессы, совершавшиеся при управлении оккупированными территориями, проведении в жизнь программы использования рабского труда, жестокое обращение с военнопленными и их убийства. Рассматривая вопрос об SS, Трибунал включает сюда всех лиц, которые были официально приняты в члены SS, включая членов «общих SS», войск SS («Ваффен-SS»), соединений SS «Мертвая голова» и членов любого рода полицейских служб, которые были членами SS»…
Напомним, что именно в структуру «Ваффен-SS» и входили Эстонский и Латышский легионы SS (у литовцев такого легиона не было). Тем не менее, в Таллинне испытывают ностальгию по своим эсэсовцам. Осенью прошлого года на книжных прилавках появился календарь с очень характерными картинками - двенадцатью плакатами, призывавшими вступать в дивизию SS. А вот и лозунг календаря: «Каждого настоящего эстонца – в Эстонский легион»...
Таллинн
http://svpressa.ru/issue/news.php?id=11868