Историческая память стала для политиков стран Балтии инструментом политической борьбы против России. Эстонский парламент принял заявление «Помянем, вспомним, выстоим», в котором поминает жертв сталинской депортации, осуществленной в марте 1949 года и поддерживает идею Европарламента провозгласить 23 августа, день заключения пакта Молотова-Риббентропа, Днем памяти и борьбы с престулениями нацизма и коммунизма.
Казалось бы, святое дело – память о невинных людях, пострадавших во время сталинских репрессий. В заявлении справедливо подчеркивается, что депортация является преступлением, не имеющим срока давности. Напомним: 25-27 марта 1949 года в республике была проведена массовая высылка сельских жителей. Более 20 тысяч человек вывезли в Кировскую и Новосибирскую области. НКВД осуществило эту операцию в ходе борьбе с антисоветским партизанским подпольем – «лесными братьями», получавшими на селе массовую поддержку.
И все же обращает на себя внимание одно странное обстоятельство. Мартовская депортация 1949 года происходила в трех прибалтийских республиках, но Латвия и Литва не приняли аналогичного заявления. Это свидетельствует о некоторой искусственности нагнетания страстей эстонскими политиками и плохой согласованности действий.
В странах Балтии уже есть единая скорбная дата – День памяти жертв коммунистического террора. Он отмечается 14 июня. В 1941 году, в самый канун войны, в этот день в Эстонии, Латвии и Литве начались массовые депортации. В Сибирь, Казахстан и на Крайний Север пошли первые эшелоны с гражданами прибалтийских советских республик. Тысячи людей не выдержали тяжелых условий жизни, погибли в этой страшной ссылке.
Эстонские эксперты утверждают, что только 14 июня было вывезено около 1 процента населения республики, а в последующие годы – до 100 тысяч человек. В Литве, по данным местного парламента, страшный показатель достиг 240 тысяч. Здесь эта дата - 14 июня - имеет свое название: День скорби и надежды.
Но зачем же тогда Таллин обратился к еще одной аналогичной дате – 25-27 марта 1949 года? Что за повод?
Прибалтийские политики уже много лет пытаются сформировать негативный образ России в глазах мирового сообщества, а для этого и используется создание некоего «комплекса вины» нашей страны за преступления того сложного противоречивого времени. Новая Россия сама давно осудила сталинские преступления, но прибалтийские столицы хотят постоянно слышать слова покаяния от российских политиков, которые не имеют к этой трагедии никакого отношения, - так, как будто они и виноваты. Огульно возводится вина на всю Россию, словно Советский Союз периода сталинизма и современная Россия – одно и то же государство.
В том же русле – попытки вытребовать от России компенсацию за ущерб, нанесенный, как трактуется в странах Балтии, советской оккупацией. И в то же время они пытаются преуменьшить роль своих граждан в соучастии в преступлениях гитлеровского режима. Причем в отличие от России, с болью вспоминающей сталинский период, Рига и Таллин нисколько не стесняясь занимаются героизацией фашистов – ветеранов Латышского и Эстонского легионов СС. Тут не следует путать итоги проводимых в России социологических опросов, участники которых с ностальгией вспоминают имя Сталина. На официальном уровне позиция нашей страны иная, а вот Латвия и Эстония именно на официальном уровне всячески обеляют ветеранов-эсэсовцев, называя их борцами за свободу. Причем европейские структуры, активнейшим образом поддерживающие идею исторической вины России за преступления коммунистического режима, закрывают глаза на героизацию пособников гитлеровцев.
Прибалтийские политики передергивают карты даже поминая жертв сталинских репрессий. На научной конференции в Музее истории Эстонии комиссар полиции безопасности Андрес Кахар выступил с опровержением точки зрения о том, что к депортациям причастны эстонцы, которые таким образом сводили счеты друг с ругом. Он сказал, что акция осуществлялась органами госбезопасности.
Это правда. Но и абсолютная истина, хорошо известная в странах Балтии, - то, что именно активисты литовцы, латыши и эстонцы составляли списки и занимались депортацией своих соотечественников. Как и то, что руками местных пособников нацистов в годы войны были уничтожены сотни тысяч своих же мирных жителей.
Но и тут в странах Балтии действует двойная мораль. Пособников нацистов, уничтожавших своих сограждан, местные правоохранительные органы как бы не замечают. А вот тех стариков, которые в молодости помогали органам НКВД депортировать сограждан (заметьте, все-таки не уничтожать у расстрельных ям, а высылать) всячески преследуют. В архивах находят документы, свидетельствующие об их причастности к высылкам, стариков судят и отправляют в тюрьму.
Трудно возразить против справедливости возмездия, хоть и позднего, но и трудно не заметить избирательность прибалтийской Фемиды.
Нынешнее заявление, принятое эстонскими депутатами, удивительным образом совпало с заявлением председателя Европейского парламента Ханса-Герта Пёттеринга, в котором он призвал страны Балтии четко и решительно осудить преступления против человечности, совершенные коммунистическим режимом.
Уже осудили, и не раз, в том числе и в Москве. Но снова и снова европейские политики вытаскивают из сундука этот жупел, а прибалты им радостно помогают. Такое стремление совпадает с постоянными попытками европейских структур напомнить России о преступлениях сталинского периода. Правда, на официальном уровне перевести стрелки на нашу страну не удается, но попытки не прекращаются. Бувально на днях ничем закончились очередные слушания в Европарламенте, посвященные преступлениям тоталитарных режимов.
Большинсто европарламентариев прекрасно понимают, что современная Россия тут не при чем. Председатель Международной комиссии по оценке преступлений тоталитарных режимов в Литве Эмануэлис Зингерис, участвовавший в слушаниях, сожалеет по этому поводу. Он из числа тех, кто уже много лет пытается возложить вину на Москву. Зингерис высказал в связи с этими слушаниями мнение, будто «преступления коммунизма» не приравнены к зверствам нацистов лишь потому, что СССР победил в войне. Таким образом этот политик стремится приравнять фашистов к антифашистам и объявить Россию виновницей за сталинские преступления. И с помощью такой подмены понятий сделать очередную попытку переписать историю.
Но кстати, обратим внимание, как аккуратно, избирательно обходятся с пактом Молотова-Риббентропа литовские политики в отличие, например, от эстонских. Да, в Вильнюсе тоже осуждают последствия этого пакта. Но – избирательно. Дело в том, что одним из таких последствий стало возвращение Сталиным Литве Вильнюса и Вильнюсского края, который в тот момент находился под Польшей. Об этом здесь стараются не вспоминать.
В целом же историческая память в странах Балтии превращена в политический инструмент и используется сообща против России. Даже такие скорбные святые даты идут в ход.
Таллин
http://svpressa.ru