Автор Алексей Митрофанов
Россияне все-таки великолепнейшие фаталисты. Никто так не умеет это делать, как мы.
Нашему вниманию представлен свиной грипп. Что делает житель старушки Европы?
Покупает намордник и носит его. Что делает наш человек? Натягивает на физиономию трусы, фотографируется и выкладывает снимок в интернете с сопроводительной надписью: " Если в вашей аптеке вдруг закончились повязки на лицо, не паникуйте. Сделайте ее самостоятельно, это очень просто" .
Европеец без особой надобности нос на улицу не высунет. Наш человек после работы норовит пойти в кафе. Европеец интересуется иммуностимуляторами. Наш человек придумывает анекдоты. " У вас свинина свежая? " - " Да, вчера еще кашляла" .
Самые популярные разговоры по поводу нового гриппа сводятся к тому, что ничего на самом деле страшного не происходит. Что грипп был всегда и ослабленные люди от него регулярно умирали, но только о тех смертях не сообщали, а об этих сообщают. Что свиной грипп придумали производители иммуностимуляторов. Что журналисты раздувают истерию, потому что начальство с них требует жареных фактов. И на самом деле никакого свиного гриппа нет.
Примерно то же самое год назад говорили про кризис.
Все это в общем-то не удивительно. Человеческая психика не в состоянии воспринимать много ужасов одновременно.
А у нас всяческих ужасов хватает - и экономических, и социальных, и прочих. Где ж тут еще свиному гриппу ужасаться. Тем более на этот счет мы пуганые: птичьим гриппом нас пугали до смерти, а вышел бабайка из детских страшилок. То же было с таинственными фекальными водами. Вот сейчас свиной грипп. Вольно ж им.
Плюс, конечно, недоверие к мерам предосторожности.
Еще бы, знаем, плавали. Иммуностимулятор подсунут просроченный, оксолиновую мазь разбавят, а намордник продадут вообще поношенный. Лимон - генномодифицированный и нитратный. От чеснока будет язва желудка. Если из дома никуда не выходить, то спятишь. И вообще, кому суждено утонуть, тот не повесится.
Доходит до абсурдного. Звоню одному знакомому, умному в общем человеку.
- Что у тебя с голосом?
- Ой, я болею! У меня грипп! Ты же знаешь, что сейчас происходит. Люди заболевают гриппом и продолжают ходить на работу, пользуются транспортом, бывают во всяких местах. Будто бы они не понимают, что сейчас эпидемия. Свиного! Гриппа!
- Ужас какой. А у тебя-то, я надеюсь, грипп обычный, не свиной? Что врачи говорят?
- Да ничего не говорят. Я к ним не обращался даже. Смысла нет: мне же все равно нужно ходить на работу, бывать во всяких местах.
И в этом в общем тоже есть резон. Прошли блаженной памяти брежневские времена, когда можно было грипповать, полмесяца лежа в кровати, и все эти полмесяца оплачивались как рабочие. Сейчас как минимум лишишься денег, а как максимум - работы. Не о том мечтают в кризис.
Вот и успокаиваем мы себя, что, дескать, не беда, прорвемся, не испанка. Хотя кто знает, может быть, если бы в 1918 году, в самом начале эпидемии, люди надели бы намордники, то никакой испанки бы не было.
[А. М.] Алексей Митрофанов - писатель, исследователь московского быта. Автор книг об улицах столицы и городах России.
источник