То, что сейчас называется красивым иностранным словом споттер, раньше в гаражах у мужиков, где ремонтировали автомобили, эта приспособа называлась не менее гордо и красиво – сопля. Голь на выдумки хитра, и, видимо, кто-то из элеткросварщиков первым додумался мгновенным разрядом тока приваривать всего на одну точку какую-нибудь металлическую штучку, потянув за которую, можно вытянуть вмятину, а несколько таких штучек, грамотно приваренных в нужных местах, могут вытянуть даже большие повреждения кузова, конечно если только нет разрыва металла.
Сложно переоценить важность наличия в кузовном цехе эффективного механизма, способного вытягивать небольшие вмятины на кузове без необходимости снятия и разборки многих его элементов изнутри. Ведь в любом автосервисе подавляющая часть кузовных работ приходится именно на мелкую жестянку, то есть несерьезные и неглубокие вмятины. В работе же с сильными повреждениями споттер, словно анальгин при гангрене, уже не поможет.
Использование споттера существенно экономит время мастеров, а, значит, повышает рентабельность работ и количество потенциальных клиентов за единицу времени.
В сравнении с использовавшейся в советских гаражах соплей, современные споттеры представляют собой просто удивительные технические устройства, и хотя принцип их действия ничуть не изменился, удобство, эффективность и практичность использования фирменных споттеров возросли в разы.
Начинается вытягивание вмятины с того, что она механически очищается от всех покрытий и подготавливается к привариванию вытяжных элементов. После этого на корпусе автомобиля недалеко от вмятины крепится контакт массы споттера. Некоторые аппараты снабжают целым комплектом контактов на выбор, предлагая, в том числе, и магнитные, что иногда незаменимо, особенно на дверях, так как магнитные контакты позволяют их закрывать. Следом в электрод споттера крепится вытяжной элемент. Электроды к аппаратам так же прилагаются различных мастей и калибров, в зависимости от вытяжного элемента.
На современных споттерах имеются необходимые датчики, для выставления задержки таймера. Таймером выставляют интенсивность прохождения электрического разряда, что позволяет выбирать степень
крепления вытяжных элементов. Чем дольше проходит ток, тем крепче крепится элемент.
За приваренные вытяжные элементы вмятины вытягиваются обратными молотками или вытяжными устройствами различных моделей и конфигураций.
Стоит отметить, что даже капля сварки прекрасно держится на тягу, но тут же отваливается, если приваренный элемент покрутить. На месте сварки остается небольшая точка, которая прекрасно убирается шлифовкой и затиркой.
Вот такая завидная эволюция от примитивной сопли до замечательного аппарата с красивым иностранным названием.