3 декабря 2009

Французский "Мистраль" России не по карману

Категория: Новости

Французский "Мистраль" России не по карману

Автор Ричард Вайц

В ходе своего визита в Париж в прошлую пятницу и субботу, премьер-министр России Владимир Путин продолжил переговоры по вопросу возможной покупки корабля «Мистраль». Речь идет об огромном десантном военном судне, сделанном во Франции, которое позволяет транспортировку сотен солдат, десятков танков и вертолетов к берегам другой страны.

В российской прессе обсуждения этой сделки идут с августа, однако есть информация, что переговоры между представителями правительства России и французской кораблестроительной корпорацией Thales Corp.продолжаются уже более года.

По словам российского премьера Владимира Путина – «По поводу «Мистраля» мы пока не решили. Мы покупатели, вы — продавцы. Есть и другие конкурентные предложения. Не исключено, что будем покупать».

Российские официальные лица предлагают самые разные объяснения возможного использования десантного вертолетоносца «Мистраль», а также нескольких кораблей этого класса, которые могут быть построены в России по лицензии.
Наиболее очевидной причиной может быть устрашение (и, если будет необходимо, то и применение против) непокорных соседей среди бывших советских республик, имеющих выход к морю.

Адмирал Владимир Высоцкий, командующий российскими военно-морскими силами, заявил, что если бы такой корабль как «Мистраль» был на вооружении России во время августовской войны с Грузией, то тогда российский Черноморский флот завершил бы десантную операцию за 40 минут, а не за 26 часов, как это получилось на практике.

С одной стороны, выражение Россией заинтересованности в покупке судна «Мистраль» свидетельствует проявлению умелой дипломатии. Франция – значимая страна, которая может оказать влияние на НАТО и ЕС, часто занимая независимую позицию по важным вопросам внешней политики. Историческая тенденция Франции к отстаиванию своих национальных интересов посредствам автономных действий предсказуемо сделала Париж постоянным объектом заигрывания России. Правительство России прилагает активные усилия, чтобы укрепить двусторонние связи с ведущими европейскими державами и тем самым предотвратить возможное противостояние с объединенным фронтом стран НАТО или ЕС.

С другой стороны, интерес России к покупке судна «Мистраль» демонстрирует плачевное состояние российских военно-морских сил и кораблестроения. Военно-морской флот России действительно нуждается в больших десантных кораблях класса «Мистраль», однако сомнительно, что российские кораблестроители могут самостоятельно сконструировать такое сложное судно без иностранного содействия. Схожее отставание в авиационно-космическом секторе стало причиной закупки правительством России израильских беспилотных летательных аппаратов, что еще раз подчеркнуло слабость позиций России в этом вопросе.

Это привело к тому, что российское руководство вынуждено рассмотреть вопрос об отказе от советской практики военной автаркии, и возможного возвращении к традициям времен российской империи, когда передовая иностранная военная техника импортировались из-за рубежа.

На мой взгляд, судостроительная промышленность России, которая во многом зависит от военных заказов, так и не оправилась от распада интегрированной системы советской экономики, приоритетом которой являлся военно-промышленный комплекс, щедро обеспечиваемый финансовыми, человеческими и другими ресурсами.

За последнее десятилетие российский флот получил менее десятка новых военных кораблей. Проблемы устаревших технологий, изношенного оборудования, а также низкооплачиваемого труда работников судостроения трудно преодолеть, особенно если учесть, что по российским же оценкам примерно треть фирм оборонной промышленности России находится под угрозой банкротства.

Российские судостроители протестовали против предлагаемой покупки судна «Мистраль», утверждая, что эти деньги было бы лучше направить на покупку кораблей, построенных в России, создавая тем самым рабочие места и оживляя российское отечественное производство. В свою очередь, сторонники предлагаемой сделки настаивают, что освоение передовых французских технологий поможет преодолеть отсталость российского судостроения. Похоже, ставка делается на то, что иностранная конкуренция будет стимулировать усилия по повышению конкурентоспособности оборонной промышленности России.

Однако есть по крайне мере два основных препятствия, которые могут отсрочить или сорвать сделку.

Во-первых, перспектива такого контракта вызвала серьезную обеспокоенность соседей России, имеющих напряженные отношения с Москвой, а также в США и других странах НАТО, встревоженных усилением наступательного потенциала России. Так, например, эксперты по безопасности в Грузии и государствах Балтики – стран, которые разделяют прилегающие территориальные воды с Российской Федерацией, выразили особую тревогу по поводу наращивания Россией возможностей морского десантирования. Пока что Париж игнорирует беспокойство этих государств, однако ситуация может измениться радикальным образом.

Во-вторых, российское правительство, возможно, просто не сможет позволить себе такие суда. За последние десятилетия есть много примеров того, как амбициозные планы морских закупок, объявленные Москвой с большой помпой, были затем тихо отменены, после того, как приоритеты финансирования изменялись.

Только приобретение одного десантного судна «Мистраль» может обойтись России примерно в полмиллиарда евро (около $ 750 млн.) А приобретение лицензии на производство дополнительных судов этого класса по французскую технологию, и оплата французских экспертов, техники и оборудования может обойтись Москве на миллиарды долларов больше.

Поэтому, при оценке ситуации вокруг «Мистраля», помимо фактора атлантической солидарности, следует учитывать, что в условиях экономического спада и снижения мировых цен на энергоносители такая дорогая сделка может просто оказаться России не по карману.

источник


Вернуться назад »
  • Просмотров: 1295



Комментарии