...Боевой пловец из спецподразделений югославской армии беззвучно приближается к вражескому объекту. Под водой он уже застрелил боевого пловца противника из своего бесшумного и универсального SSU, на берегу уложил часового, затем взорвал пост управления огнём и из своего же оружия запустил сигнальную ракету, ставшую сигналом к началу операции для ожидающих десантных кораблей. Такое вполне могло бы быть, если бы не распалась союзная Югославия.
В конце 1980-х гг. ВМФ Югославии рассматривал вопрос о создании оружия универсального назначения для спецподразделений боевых пловцов. Оно должно стрелять над водой и под водой, быть бесшумным и с ним должно быть легко управляться в перчатках. В это время на Западе уже получил распространение подводный пистолет Heckler&Koch Р11, строго засекреченный. В Восточном блоке подобные пистолеты фактически отсутствовали.
Поскольку в военной сфере Югославия не сильно зависела от стран Варшавского договора, то при разработке оружия для боевых пловцов она пошла своим путём. Разведка ВМФ заключила контракт с конструкторским бюро EBW, расположенным в Австрии в г. Линц. Фирма имела большой опыт в области разработки боевого оружия. Техническое задание выглядело следующим образом: будущий пистолет боевого пловца должен бесшумно стрелять над водой и под водой на глубинах до 40 м.; иметь небольшие массу и габариты; обладать эффективной дальностью стрельбы под водой - 20 м., и 10 м в воздухе; обеспечивать возможность обслуживания в перчатках; пробивать баллоны от аквалангов со сжатым воздухом.
Несмотря на сложность стоящей задачи, фирма EBW с ней с честью справилась. Мало того, фактически, никакого нового оружия разработано не было, по сути, австрийцы создали только специальный боеприпас, который можно было выстреливать из уже существующего сигнального пистолета.
Таким образом, SSU (Self Supressing Unit) внешне очень похож на сигнальный пистолет 4-го калибра, только торчащая из дульца гильзы стрела говорит о том, что перед вами нечто другое. Чтобы разогнать применяемую стреловидную пулю до скорости примерно в 310 м/с, нужна была особая конструкция гильзы патрона, так как максимальное давление, в канале ствола сигнального пистолета всего 110 бар!
Следует отметить, что технически снаряд можно разогнать и до скорости больше 310 м/с, однако, тогда уже он не будет бесшумным. Звук выстрела состоит из двух компонентов: звукового удара, возникающего при прохождении снарядом звукового барьера и газового удара - шума устремляющихся наружу пороховых газов. Если газовый удар можно подавить глушителем, то звуковой - нет. Поэтому применяемый боеприпас должен иметь дозвуковую скорость.
Боеприпас SSU сделан по принципу трубы высокого/низкого давления (HN-труба). Этот принцип был разработан в Германии во время Второй мировой войны для достижения максимально высоких скоростей при максимально низком и равномерном давлении. При этом порох воспламеняется в так называемой части высокого давления. Она связана со стволом (областью низкого давления) одним или несколькими небольшими по размеру отверстиями. В SSU при воспламенении пороха возникает давление до 1200 бар, но в зоне низкого давления, связанной с областью высокого давления четырьмя форсунками, оно составляет уже меньше 100 бар. Таким образом, стрела разгоняется «медленно» и равномерно. Камера высокого давления имеет диаметр 9 мм и длину 10 мм и, таким образом, её объём равен объёму гильзы калибра .38 Special. Боеприпас снаряжается стандартным нитропорохом, при этом воспламенение происходит весьма оригинальным методом. Если бы порох воспламенялся обычным способом - наколом шляпки капсюля, то существовала бы опасность, что под давлением при пробивании мембраны не сгоревшие гранулы пороха могли бы попасть в отверстия форсунок и забить их. Дальнейший рост давления при этом был бы не контролируемым, что, как следствие, привело бы к снижению точности. Поэтому заряд пороха в SSU воспламеняется спереди. Чтобы достичь этого, пламя стандартного магниевого капсюля доводится прямо до форсунок с помощью «зажигательного ствола», который одновременно служит гнездом под капсюльную втулку. Здесь запальное пламя меняет направление, и заставляет боевой заряд выгорает спереди. Тем не менее образовавшееся давление не может выйти спереди через 4 форсунки, так как перед ним ещё расположена прочная 0,6-мм пластмассовая мембрана. Это обеспечивает достаточное давление в камере высокого давления для чистого сгорания пороха.
Так как стандартный магниевый капсюль не является водонепроницаемым, потребовалось необычное решение для предотвращения проникновения воды в патрон сзади. Для этого в бюро EВW был сконструирован переходный ударник. Он необходим лишь для того, чтобы внутри патрона передать дальше кинетическую энергию курка.При выстреле пороховые газы с высокой степенью сжатия после пробития мембраны выходят через форсунки в зону низкого давления. Эта зона имеет длину 110 мм и диаметр 20 мм. В стандартных NH-трубах область низкого давления служит стволом, но в SSU, в котором используется стрела толщиной 8,7 мм, эта область значительно больше. Прежде всего, это связано с подавлением шума при выстреле. Идея EВW заключалась в том, чтобы не позволить горячим, расширяющимся пороховым газам вырваться наружу, а перехватить и блокировать их внутри. Для этого используется поршень. Он расположен непосредственно перед форсунками и герметизирует область низкого давления. Он приводится в движение горячими пороховыми газами, истекающими из форсунок. В центре передней части поршня, размещается приёмник хвостовой части выстреливаемой стрелы, которую он и разгоняет в процессе своего движения. Передней направляющей стрелы является отверстие, высверленное в головной части патрона. На стрелу надето О-образное кольцо, которое одновременно предотвращает проникновение воды в зону низкого давления. Когда поршень под воздействием газов доходит до крайнего переднего положения, толкая впереди себя стрелу, изнутри он упирается в передний край камеры низкого давления, предотвращая тем самым выход пороховых газов через «дуло» и делая выстрел малошумным.
Высокая плотность воды оказывает большое влияние на конструкцию снарядов оружия для подводной стрельбы. Снаряды для подводной стрельбы делают длинными и тонкими, насколько это возможно, то есть стреловидными. В случае SSU эти стрелы имеют диаметр 8,7 мм и длину 122 мм. Существует два типа стрел, которые отличаются только прочностью стержня. Тип 1 имеет позади закалённой стальной головки алюминиевый стержень с толщиной стенки всего 0,5 мм. У типа 2 - толщина стенки хвостовика 1,75 мм. Масса снаряда, таким образом, составляет 12 г и 21 г соответственно. Стабилизация снаряда в полёте осуществляется по стреловидному принципу, как и для снарядов дробовых ружей, широко распространённая с 1910 г.
Слева: Корпус камеры низкого давления имеет приличную толщину стенок. О-образное кольцо в области дула предотвращает проникновение воды даже при глубине погружения 70 м. Выступающее из дула остриё стрелы одновременно указывает на то, что оружие заряжено. Таким образом, боевой пловец, действующий в темноте, может проверить является ли патрон боевым или стреляным. Справа: Камера высокого давления с зажигательным стволом, которая поджигает капсюль до заряда и равномерно делится четырьмя отверстиями. В разрезе просматривается одна из форсунок.
Что касается головки снаряда, то применение стального наконечника просто необходимо. С одной стороны, снаряды, применяемые в боевой обстановке, регламентированы различными инструкциями «гуманного ведения войны», вследствие чего экспансивные снаряды и снаряды с полой головной частью исключены изначально. С другой стороны, стрелам SSU нужно пробивать баллоны аквалангов, для этого ничего лучше наконечника из закалённой стали не придумаешь.
После создания пяти опытных образцов решено было на практике проверить, отвечают ли они требованиям технического задания.
Так как Линц расположен недалеко от Залькаммергута с его глубоким озером, в бюро EBW подошли к решению этой задачи прагматично, и попросту взяли на прокат водный велосипед. Посреди озера неснаряжённый патрон с помощью верёвки опускали на глубину 20 м на 30 мин. После извлечения из воды и внешней сушки корпус разбирался и проверялся на герметичность. Около 8 ч работы под палящим зноем потребовалось, чтобы стало ясно, что принцип герметизации будет действовать даже на глубине 70 м, а также при давлении выше требуемого на 60% вода не проникает. Затем, естественно, требовалось проведение стрельбовых испытаний. Стрельба, проводившаяся из массивной пусковой установки, доказала, что размеры корпуса патрона были рассчитаны верно. Он настолько прочный, что из SSU можно стрелять патроном даже без всякого ствола, и это несмотря на давление в 1200 бар в зоне высокого давления. Только спуск курка давал о себе знать, он оказался даже громче, чем сам выстрел. Стрельба велась по стандартным стальным баллонам акваланга. Во всех случаях баллон был пробит. Проверка на удобство обслуживания в толстых перчатках относилась к наиболее простым тестам. У испытаний на точность были более высокие требования. Проверить точность SSU, закреплённого в станке, относительно просто, но для разработчиков из Линца важны были ощущения от стрельбы из оружия.
При этом характеристику выстрела следует описать как крайне необычную. Хотя сначала SSU имеет среднюю по мощности - для сигнального пистолета - силу отдачи, когда поршень ударяет в переднюю стенку гильзы, возникает противодействующий момент, который отчётливо ощутим. Но для оружия в момент выстрела это не имеет значения. Когда в начале 1991 г. стало ясно, что события в Югославии приведут к гражданской войне, разведка ВМФ сразу же приостановила разработку SSU. К тому моменту существовало пять рабочих опытных образцов, три из которых затем были переделаны в учебные модели.
Разработка SSU была завершена, боеприпас мог бы пойти в серию, однако к моменту окончания разработки коренным образом изменилась ситуация. Сейчас военно-морские спецподразделения и, соответственно, оружие для подводной стрельбы не играют практически никакой роли в так называемых асимметричных конфликтах. А потому SSU так и остался невостребованным.
popmech.ru
В конце 1980-х гг. ВМФ Югославии рассматривал вопрос о создании оружия универсального назначения для спецподразделений боевых пловцов. Оно должно стрелять над водой и под водой, быть бесшумным и с ним должно быть легко управляться в перчатках. В это время на Западе уже получил распространение подводный пистолет Heckler&Koch Р11, строго засекреченный. В Восточном блоке подобные пистолеты фактически отсутствовали.
Поскольку в военной сфере Югославия не сильно зависела от стран Варшавского договора, то при разработке оружия для боевых пловцов она пошла своим путём. Разведка ВМФ заключила контракт с конструкторским бюро EBW, расположенным в Австрии в г. Линц. Фирма имела большой опыт в области разработки боевого оружия. Техническое задание выглядело следующим образом: будущий пистолет боевого пловца должен бесшумно стрелять над водой и под водой на глубинах до 40 м.; иметь небольшие массу и габариты; обладать эффективной дальностью стрельбы под водой - 20 м., и 10 м в воздухе; обеспечивать возможность обслуживания в перчатках; пробивать баллоны от аквалангов со сжатым воздухом.
Несмотря на сложность стоящей задачи, фирма EBW с ней с честью справилась. Мало того, фактически, никакого нового оружия разработано не было, по сути, австрийцы создали только специальный боеприпас, который можно было выстреливать из уже существующего сигнального пистолета.
Таким образом, SSU (Self Supressing Unit) внешне очень похож на сигнальный пистолет 4-го калибра, только торчащая из дульца гильзы стрела говорит о том, что перед вами нечто другое. Чтобы разогнать применяемую стреловидную пулю до скорости примерно в 310 м/с, нужна была особая конструкция гильзы патрона, так как максимальное давление, в канале ствола сигнального пистолета всего 110 бар!
Следует отметить, что технически снаряд можно разогнать и до скорости больше 310 м/с, однако, тогда уже он не будет бесшумным. Звук выстрела состоит из двух компонентов: звукового удара, возникающего при прохождении снарядом звукового барьера и газового удара - шума устремляющихся наружу пороховых газов. Если газовый удар можно подавить глушителем, то звуковой - нет. Поэтому применяемый боеприпас должен иметь дозвуковую скорость.
Боеприпас SSU сделан по принципу трубы высокого/низкого давления (HN-труба). Этот принцип был разработан в Германии во время Второй мировой войны для достижения максимально высоких скоростей при максимально низком и равномерном давлении. При этом порох воспламеняется в так называемой части высокого давления. Она связана со стволом (областью низкого давления) одним или несколькими небольшими по размеру отверстиями. В SSU при воспламенении пороха возникает давление до 1200 бар, но в зоне низкого давления, связанной с областью высокого давления четырьмя форсунками, оно составляет уже меньше 100 бар. Таким образом, стрела разгоняется «медленно» и равномерно. Камера высокого давления имеет диаметр 9 мм и длину 10 мм и, таким образом, её объём равен объёму гильзы калибра .38 Special. Боеприпас снаряжается стандартным нитропорохом, при этом воспламенение происходит весьма оригинальным методом. Если бы порох воспламенялся обычным способом - наколом шляпки капсюля, то существовала бы опасность, что под давлением при пробивании мембраны не сгоревшие гранулы пороха могли бы попасть в отверстия форсунок и забить их. Дальнейший рост давления при этом был бы не контролируемым, что, как следствие, привело бы к снижению точности. Поэтому заряд пороха в SSU воспламеняется спереди. Чтобы достичь этого, пламя стандартного магниевого капсюля доводится прямо до форсунок с помощью «зажигательного ствола», который одновременно служит гнездом под капсюльную втулку. Здесь запальное пламя меняет направление, и заставляет боевой заряд выгорает спереди. Тем не менее образовавшееся давление не может выйти спереди через 4 форсунки, так как перед ним ещё расположена прочная 0,6-мм пластмассовая мембрана. Это обеспечивает достаточное давление в камере высокого давления для чистого сгорания пороха.
Так как стандартный магниевый капсюль не является водонепроницаемым, потребовалось необычное решение для предотвращения проникновения воды в патрон сзади. Для этого в бюро EВW был сконструирован переходный ударник. Он необходим лишь для того, чтобы внутри патрона передать дальше кинетическую энергию курка.При выстреле пороховые газы с высокой степенью сжатия после пробития мембраны выходят через форсунки в зону низкого давления. Эта зона имеет длину 110 мм и диаметр 20 мм. В стандартных NH-трубах область низкого давления служит стволом, но в SSU, в котором используется стрела толщиной 8,7 мм, эта область значительно больше. Прежде всего, это связано с подавлением шума при выстреле. Идея EВW заключалась в том, чтобы не позволить горячим, расширяющимся пороховым газам вырваться наружу, а перехватить и блокировать их внутри. Для этого используется поршень. Он расположен непосредственно перед форсунками и герметизирует область низкого давления. Он приводится в движение горячими пороховыми газами, истекающими из форсунок. В центре передней части поршня, размещается приёмник хвостовой части выстреливаемой стрелы, которую он и разгоняет в процессе своего движения. Передней направляющей стрелы является отверстие, высверленное в головной части патрона. На стрелу надето О-образное кольцо, которое одновременно предотвращает проникновение воды в зону низкого давления. Когда поршень под воздействием газов доходит до крайнего переднего положения, толкая впереди себя стрелу, изнутри он упирается в передний край камеры низкого давления, предотвращая тем самым выход пороховых газов через «дуло» и делая выстрел малошумным.
Высокая плотность воды оказывает большое влияние на конструкцию снарядов оружия для подводной стрельбы. Снаряды для подводной стрельбы делают длинными и тонкими, насколько это возможно, то есть стреловидными. В случае SSU эти стрелы имеют диаметр 8,7 мм и длину 122 мм. Существует два типа стрел, которые отличаются только прочностью стержня. Тип 1 имеет позади закалённой стальной головки алюминиевый стержень с толщиной стенки всего 0,5 мм. У типа 2 - толщина стенки хвостовика 1,75 мм. Масса снаряда, таким образом, составляет 12 г и 21 г соответственно. Стабилизация снаряда в полёте осуществляется по стреловидному принципу, как и для снарядов дробовых ружей, широко распространённая с 1910 г.
Слева: Корпус камеры низкого давления имеет приличную толщину стенок. О-образное кольцо в области дула предотвращает проникновение воды даже при глубине погружения 70 м. Выступающее из дула остриё стрелы одновременно указывает на то, что оружие заряжено. Таким образом, боевой пловец, действующий в темноте, может проверить является ли патрон боевым или стреляным. Справа: Камера высокого давления с зажигательным стволом, которая поджигает капсюль до заряда и равномерно делится четырьмя отверстиями. В разрезе просматривается одна из форсунок.
Что касается головки снаряда, то применение стального наконечника просто необходимо. С одной стороны, снаряды, применяемые в боевой обстановке, регламентированы различными инструкциями «гуманного ведения войны», вследствие чего экспансивные снаряды и снаряды с полой головной частью исключены изначально. С другой стороны, стрелам SSU нужно пробивать баллоны аквалангов, для этого ничего лучше наконечника из закалённой стали не придумаешь.
После создания пяти опытных образцов решено было на практике проверить, отвечают ли они требованиям технического задания.
Так как Линц расположен недалеко от Залькаммергута с его глубоким озером, в бюро EBW подошли к решению этой задачи прагматично, и попросту взяли на прокат водный велосипед. Посреди озера неснаряжённый патрон с помощью верёвки опускали на глубину 20 м на 30 мин. После извлечения из воды и внешней сушки корпус разбирался и проверялся на герметичность. Около 8 ч работы под палящим зноем потребовалось, чтобы стало ясно, что принцип герметизации будет действовать даже на глубине 70 м, а также при давлении выше требуемого на 60% вода не проникает. Затем, естественно, требовалось проведение стрельбовых испытаний. Стрельба, проводившаяся из массивной пусковой установки, доказала, что размеры корпуса патрона были рассчитаны верно. Он настолько прочный, что из SSU можно стрелять патроном даже без всякого ствола, и это несмотря на давление в 1200 бар в зоне высокого давления. Только спуск курка давал о себе знать, он оказался даже громче, чем сам выстрел. Стрельба велась по стандартным стальным баллонам акваланга. Во всех случаях баллон был пробит. Проверка на удобство обслуживания в толстых перчатках относилась к наиболее простым тестам. У испытаний на точность были более высокие требования. Проверить точность SSU, закреплённого в станке, относительно просто, но для разработчиков из Линца важны были ощущения от стрельбы из оружия.
При этом характеристику выстрела следует описать как крайне необычную. Хотя сначала SSU имеет среднюю по мощности - для сигнального пистолета - силу отдачи, когда поршень ударяет в переднюю стенку гильзы, возникает противодействующий момент, который отчётливо ощутим. Но для оружия в момент выстрела это не имеет значения. Когда в начале 1991 г. стало ясно, что события в Югославии приведут к гражданской войне, разведка ВМФ сразу же приостановила разработку SSU. К тому моменту существовало пять рабочих опытных образцов, три из которых затем были переделаны в учебные модели.
Разработка SSU была завершена, боеприпас мог бы пойти в серию, однако к моменту окончания разработки коренным образом изменилась ситуация. Сейчас военно-морские спецподразделения и, соответственно, оружие для подводной стрельбы не играют практически никакой роли в так называемых асимметричных конфликтах. А потому SSU так и остался невостребованным.
popmech.ru