Работники небольшого автосалона в Химках распространили информацию о рекламной акции, согласно которой у них можно было приобрести новые автомобили по очень низким ценам. Суммы при этом назывались совершенно фантастические. По телефону нам сообщили, что стоимость вазовской «семерки» составляет 75--90 тыс. рублей, а новая Lada Priora продается за 165 тыс. рублей. В принципе, нереальность таких цен очевидна, но нередко в такой ситуации ничем не оправданный оптимизм подменяет здравый смысл. Большинство оптимистов, как оказалось, приезжают из провинции.
Уже к открытию автосалона возле стоянки с новыми автомобилями разных марок царит оживление. «Мы из Подмосковья, приехали за «семеркой», по телефону нам сказали, что она стоит 75 тысяч рублей, даже странно», -- рассказала семейная пара, ожидавшая открытия автосалона. Двое взрослых мужчин лет 50 с вожделением рассматривают вазовский «универсал» -- «четверку». Молодой мужчина, вышедший из джипа, приехал с отцом из Твери, чтобы приобрести «Ниву-Шевроле». Еще одна молодая пара из Ленинградской области с тревогой обсуждает, что на стоянке только одна машина понравившейся модели и им может не хватить.
«Давно собирались купить «Приору», в Питере она стоит 290 тысяч рублей. А здесь… Мы четыре раза звонили, нам сказали, что 165 тысяч. С родственниками посоветовались, кто-то сказал, что такое бывает -- ну там обанкротится компания, вот и распродают машины как можно быстрее», -- говорят молодые люди.
Внезапный НДС
Пришедшие продавцы рассказали, что стоимость автомобилей по телефону указывалась без НДС, а с налогом цена взятой нами в качестве примера Lada Priora составляет 257 тыс. рублей. К слову сказать, даже эта цена кажется невероятной, особенно если знать, что в Тольятти такой автомобиль стоит 287 тыс. Спокойно выслушав причитания несостоявшихся покупателей -- «как же так, зачем вы так делаете, мы приехали издалека, что нам теперь делать», -- продавец, пожав плечами, советует пройтись по другим салонам, благо рядом, в 300 м, есть еще два. Действительно, в соседнем автосалоне автомобили стоят дешевле, только они с пробегом.
«Ох уж эта реклама, ох уж эти обманщики, я каждый день слышу такие разговоры. Но с другой стороны, если подумать, разве может стоить новая машина так дешево? Людей, конечно, жалко, приезжают издалека, тратят деньги на дорогу», -- почти натурально сокрушается Роман, продавец подержанных автомобилей. И добавляет: «А вы посмотрите вот эту машинку, отличный вариант, всего за 200 тысяч. Или вот еще хороший автомобиль, вы на какую сумму рассчитываете?»
Он же и рассказал, что ежедневно продает немало машин тем, кто приходит из соседнего салона с «заманчивой рекламой».
Приехавшие издалека люди, разочаровавшись, все же не хотят уехать ни с чем: они покупают автомобиль с пробегом или, если средства позволяют, все же решаются приобрести новый в том автосалоне, куда приехали изначально. У тех, кто отважился приобрести новую машину, главное разочарование впереди.
Цена невнимательности
Схема, которой пользуются мошенники, известна уже давно. Ей пользуются и нечистые на руку агентства недвижимости, предлагающие подыскать съемное жилье, и некоторые кредиторы. Суть ее заключается в сокрытии действительной стоимости товара или услуги с помощью непонятных комиссий и процентов.
Например, как в нашем случае, менеджер автосалона предлагает покупателю Lada Priora стоимостью в 257 тыс. рублей. Покупатель, оценивая предложение, понимает, что, несмотря на различие заявленной и действительной цен, стоимость авто все равно гораздо ниже, и решается на покупку. Во время подписания договора продавец оживленно рассказывает, что автомобиль не только стоит 257 тыс. рублей, но к нему еще прилагается подарок (mp3-магнитола), а также скидка с дилерского процента. После подписания договора менеджер просит сделать предварительный взнос для оформления документов. Сумма взноса -- 33 тыс. рублей, а чтобы ничто не смущало, продавец расписывается в получении этой суммы и объясняет, что она входит в стоимость автомобиля. Теперь счастливому обладателю новенького авто остается подождать 20 минут, пока установят подарок и окончательно подготовят документы. Затем покупателя просят пройти в кассу и доплатить оставшуюся сумму. И тут выясняется, что окончательная сумма 328 тыс. рублей, что, кстати, на 30--40 тыс. дороже, чем в среднем по рынку. При этом удивленному автовладельцу показывают подписанный договор, где в графе «стоимость автомобиля» около суммы 257 тыс. рублей стоит звездочка, а в сноске написано, что договор предусматривает дилерскую комиссию в размере 18% (это именно с нее обещали скидку), а также примерно 8--12% за установку дополнительного оборудования (магнитола в подарок). Ниже в этой сноске указано, что при расторжении договора с клиента взимается неустойка в размере 7% от стоимости автомобиля, включая оформление документов, -- те самые 33 тыс., что уже заплачены.
Отказаться от столь дорогого приобретения значит подарить автосалону уже внесенные деньги и остаться с долгом, равным 7% от стоимости автомобиля. А чтобы погасить задолженность, услужливые продавцы предлагают выписать квитанцию, которую можно оплатить в любой сберкассе. На все уговоры и просьбы войти в положение и вернуть деньги совершенно невозмутимый менеджер рассказывает, что необходимо быть внимательными при подписании договора, -- и надо признаться, он прав.
«Вас никто не обманывал, ничего противозаконного совершено не было, между прочим, машину уже на вас оформили, а это стоит денег, можете идти в суд, он решит, кто из нас прав», -- говорит менеджер.
Неожиданно к потерявшим всякую надежду вернуть свои деньги клиентам подходит «добрый» старший менеджер и с участливым видом предлагает выход из щекотливой ситуации.
«Я вас понимаю, мы готовы пойти вам навстречу. Бог с ними, с этими документами, идите, выбирайте себе машину дешевле и можете ехать. За «четырнадцатую» вам надо будет доплатить лишь 13 тысяч, или вот «семерку» возьмите, или, если хотите, езжайте на этой. Недостающие деньги привезете через две недели, а документы пока побудут у нас», -- говорит старший менеджер.
И покупатель должен выбрать: просто потерять свои деньги, дорого приобрести автомобиль классом ниже или остаться у салона в должниках.
Специфика бизнеса
Один из сотрудников автосалона рассказал, что они продают 6--10 автомобилей в день: «Люди к такому повороту событий относятся по-разному, кто-то сильно возмущается, кто-то поменьше. Как правило, все уезжают на машинах. Одни скребут по сусекам, другие выбирают машину подешевле».
При этом работа у менеджера, конечно же, вредная, зато платят хорошо: «Эмоции у меня дома, а здесь работа, за которую хорошо платят. А если я буду проявлять ко всем участие, то работать здесь не буду. А люди сами виноваты, читать не умеют».