Все чаще покупатели автомобилей обращаются с жалобами на так называемые «черные автосалоны», продающие автомобили в кредит и дерущие баснословные деньги со своих доверчивых клиентов.
Прошел кризис, поэтому россияне уже не так боятся брать кредиты на крупные суммы, в том числе на покупку автомобиля. Для большинства намного более удобным вариантом становится кредит, оформленный непосредственно в автосалоне, это проще и быстрее, чем обращаться в банк. Да и автосалоны стараются облегчить жизнь своим покупателям, оформляя автомобили в кредит. Вот только не все магазины делают это честно. Ряд автосалонов вовсе не продает машины за «живые деньги», предпочитая наживаться на кредитах. Именно их специалисты называют «черными автосалонами».
Автосалон, назовем его «Автомир» - продажа автомобилей в кредит, занимался обманом своих клиентов. Среди его пострадавших оказалась и семья Кузнецовых (фамилия изменена). Увидев рекламу давно и страстно желаемого автомобиля «Ниссан Альмеро» по довольно низкой цене, Кузнецовы отправились в автосалон. Менеджер «Автомира» сообщил, что нужной комплектации нет в наличии, и ее появление не ожидается в скором времени. Взамен менеджер предложил приобрести автомобиль «Нисан Тиида» по чрезвычайно низкой цене – 485 тысяч рублей, притом, что официальные дилеры просили за аналогичную комплектацию уже 545 тысяч. Естественно, супругам понравилось это предложение, и они согласились приобрести эту марку автомобиля в кредит.
«Черная схема кредитования»
В автосалоне присутствовала девушка, назвавшаяся представителем банка, в котором Кузнецовы уже имели положительную кредитную историю. Это и решило дело. Осталось сделать первоначальный взнос и приступить к выбору авто. А вот на этом этапе пошли странности.
Кузнецовы предполагали внести 30% стоимости покупки наличными. Менеджер предложил внести первоначальный взнос в размере 200 тысяч рублей, оплатить 30 тысяч за установку дополнительных опций и 2,5 тысячи за оформление. При этом суммы в 200 тысяч рублей и в 2,5 тысячи пройдут через кассу, а 30 тысяч нужно отдать наличными на руки, якобы салону запрещается брать деньги за дополнительные опции.
Наши герои раньше не брали машину в кредит, да и радостно-взволнованное состояние, предшествующее столь удачной покупке, не дало Кузнецовым засомневаться в правильности происходящего. Они выполнили все предписания менеджера. Положенная сумма прошла через кассу, а 30 тысяч отдали наличными в офисе.
При этом оказалось, что среди дополнительных опций присутствовала и предпродажная подготовка. Как правило, ни один уважающий себя автосалон не берет за это плату. Во время подготовки автомобиля клиентов всячески отвлекали разговорами, поэтому уделить должное внимание финансовой стороне сделки не удавалось. Да и какие могут быть вопросы, когда цена столь удачная и решение о покупке уже принято. Кузнецовы только радовались удачной сделке, не особо вникая в тонкости документов, рассудив, что уж менеджер знает, как и что должно быть.
А вот дома оказалось, что читать подписываемые документы нужно было очень внимательно, особенно мелкие сноски. Когда нашлось время хорошо изучить документы, оказалось, что машина обошлась покупателям не в озвученные 485 тысяч рублей, а в целых 632 тысяч, то есть на 147 тысяч рублей дороже, да и на 87 тысяч выше цены официальных дилеров. Такая вот акция, с убытком для покупателей.
Судебная «справедливость»
Когда Кузнецовы поняли, что их подло обманули, они отправились прямиком к адвокатам, не тратя время на бессмысленные переговоры с автосалоном. В адвокатской конторе им помогли подготовить документы и составить судебный иск.
При подготовке документов обнаружилось, что на руках у покупателей не осталось договора купли-продажи. Для того, что бы его получить, пришлось идти в автосалон и говорить, что без договора не оформляют дополнительную страховку. В ответ выдали копию без печати. И на том спасибо. В суде Кузнецовы познакомились с еще одним потерпевшим, который так и не сумел получить договор, поэтому не смог подать собственный иск против злополучного автосалона.
В районном суде приключения продолжались. Представители «Автомира» заявили, что это не их вина, что покупатель не читает условия договора, а цену в 485 тысяч рублей ему не могли назвать, поскольку она является смехотворно низкой. И, если бы машина покупалась за наличные, разница в цене не осталась бы не замеченной. Однако выяснилось, что за наличные в «Автомире» не продан ни один автомобиль. В интернете существует сайт, объединивший всех потерпевших клиентов автосалона. Так все они утверждают, что в том случае, когда у покупателя были на руках деньги, машины просто не оказывалось в наличии.
Кредитная схема подобных автосалонов практически идентична. В соответствии с ней первоначальный взнос оплачивается через кассу, на него выписывается квитанция об оплате. А вот все дополнительные опции оплачиваются наличными без платежных документов.
В случае Кузнецовых оказалось, что и квитанция не гарантирует. Что платеж проведен, как положено. В квитанции написано, что суммы в 200 тысяч и 2,5 тысячи рублей проведены по разным бумагам, однако номера совпадают. Далее оказалось, что в кассовых документах эти суммы и вовсе не фигурируют.
Квитанции отправились в налоговую инспекцию, ее сотрудники провели проверку и установили факт уклонения от налогов. Однако оказалось, что прошло свыше двух месяцев, то есть истек срок данности подобных преступлений, установленный действующим законодательством, то есть автосалон избежал наказания.
Затем выяснилось, что девушка, оформлявшая кредит не является сотрудником банка. На документе стоит подпись человека, который, вроде бы был болен. А служба безопасности банка не давала разрешение работать со своими клиентами этой девушке.
Но главное чудо, то, что на все эти обстоятельства суд не обратил внимания и отклонил иск Кузнецовых к «Автомиру». Мало того, суд постановил, что покупатели обратились в суд без основательно, поэтому обязаны выплатить автосалону компенсацию в размере 15 тысяч. На это невообразимое решение адвокаты смогли только развести руками.
Нет справедливого суда – обратимся в полицию
Кузнецовы попробовали обратиться в Роспотребнадзор. Прошла проверка, выявившая некоторые нарушения, в том числе отсутствие ценников на автомобилях. Вот только видимого наказания «Автомир» не понес. На все вопросы представители Роспотребнадзора отвечали, что меры приняты, а разглашать их не имеют права, так как эти сведения являются государственной тайной. Даже бумажку дали, что наказание произведено. На нее суд тоже не обратил внимания.
Последняя надежда возлагалась на УБЭП и районную прокуратуру. Документы подавали и Кузнецовы, и другие пострадавшие покупатели салона «Автомир». В полиции сразу сказали, что дело бесперспективное, впрочем, уголовное дело завели, пригласили на беседу со следователем и дали бумажку с номером дела. Но и она не произвела никакого впечатления на суд. А вот 15 тысяч, присужденных автосалону, судебным приставам пришлось выплатить.
Такая вот «дешевая» получилась машина по акции в автосалоне.
Как не оказаться в подобной ситуации
Такие случаи давно перестали быть единичными. Все большее количество «черных автосалонов» наживается, таким образом, на доверчивости покупателей. Все же есть некоторые действия, выполнения которых помогут не стать пострадавшим в такой ситуации.
Около 60 % денег проходят мимо кассы нечистоплотных автосалонов, при этом покупатели могут быть обмануты на огромную сумму, такую, что 147 тысяч из прошлой истории покажутся мелочью. Один из покупателей заплатил за «Рено Логан» один миллион рублей, оказалось, что процент по кредиту был равен 35 % годовых. А теперь представьте, сколько могут переплатить покупатели дорогих иномарок. Порой дело доходит до нескольких миллионов.
А открытие уголовного дела не гарантирует положительного результата. УВД и УБЭП, расположенные на той же территории, где и автосалон, затягивают следствие до бесконечности. Общества защиты прав потребителей получает тысячи подобных жалоб, а вот сделать ничего не могут. Единственное, что могут сделать обманутые покупатели – постоянно подталкивать прокуратуру и ждать чуда.
А вот те, кто только собирается оформлять кредит на машину, можно посоветовать не гнаться за нереально низкой ценой – возможно, ее предлагает именно «черный автосалон». Вместо низкой цены покупатель рискует получить кучу проблем и огромную переплату по кредиту.
«Автомир» - не официальный дилер, эту информацию легко найти, порывшись в интернете и зайдя на страничку представительства рассматриваемой марки автомобилей. Или позвонить непосредственно в официальное представительство по телефону горячей линии. В данном случае - «Ниссан» в России. Должно насторожить одно то, что в автосалоне продается сразу десяток марок. Ни один дилер не может заключить дилерские соглашения на такое количество марок. Как правило, официальный представитель может предложить не более двух-трех наименований.
Эти меры могут в должной степени обезопасить от нечистоплотных дельцов. В дополнение можно попросить предъявить ПТС до покупки. В нем может быть не более двух посредников – дистрибьютор и дилер, третьим будет покупатель автомобиля. Если же посредников больше, то покупателя могут ожидать серьезные проблемы, например то, что автомобиль находится под залогом.