Ракетный корабль «Бора» — ракетный корабль на воздушной подушке Черноморского флота России, головной корабль проекта 1239.
Вы узнаете об уникальных ракетных катерах на воздушной подушке Бора и Самум. Идея разместить противокорабельные ракетные комплексы на маленьких быстроходных катерах возникла еще в начале шестидесятых годов в Ленинградском конструкторском бюро Алмаз. Поначалу реакция в мире на очередное чудачество русских была сдержанно-скептической. И только когда в октябре 1967 года во время знаменитой шестидневной войны египетский катер советского производства ракетным залпом потопил израильский эскадренный миноносец Илат, скептикам стало очевидно, что в тактике морской войны началась новая эпоха. Только быстроходность делает ракетные катера почти неуязвимыми для вражеского огня. И в 70-х годах конструкторами КБ Алмаз была предложена новаторская идея - создать ракетный катер-катамаран на воздушной подушке. В этом случае резко повышались скоростные характеристики катера. Главным конструктором этого проекта был назначен Валериан Иванович Корольков. Неожиданное появление, разрушительный ракетный залп и такое же неожиданное исчезновение таково впечатление действия этих кораблей. Поэтому кораблям этой серии Корольков предложил присваивать имена смертоносных ветров.
Первый ракетный катер на воздушной подушке Бора был спущен на воду в 1988 году. Но годы испытаний нового корабля пришлись на тяжелый период политических потрясений и борьба за выживание Боры - это еще один эпизод в нашей истории. Второй катер Самум стал предметом претензий новых украинских властей в период раздела Черноморского флота.
Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234 и 1234.1. Опыт применения МРК на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены в размещении оружия. Катамаран пр.1239 отличается большой палубой, что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран", "Зубр" и др.
Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации. Так, за все прошедшие годы эксплуатации РКВП "Бора" не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире. Более того, была проверена возможность движения вообще с выключенными движителями. РКВП при работе только двигателей-нагнетателей был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.
Только в 1999 году Бора и Самум были окончательно введены в состав Черноморского флота России. В нашем фильме не будет традиционных сравнений с зарубежными аналогами, по той простой причине, что аналогов Боры и Самума просто не существует. Это оружие 21 века, уже сегодня несущее боевое дежурство в составе Российского Военно-Морского флота.