13 мая 2010

Утомленные скандалом-2

Категория: Культура

Утомленные скандалом-2
Скандальная шумиха вокруг последнего кинофильма Михалкова «Утомленные солнцем-2» началась еще до его выхода в прокат. Сейчас, когда страсти по этому поводу в рунете уже успели сойти на нет, набирает обороты новый скандал. На этот раз - во Франции. Издание Liberation выразило недоумение в связи с "волшебным появлением фильма в официальной программе [Каннского] фестиваля", а Le Monde назвал новую ленту "гимном сталинизму".

Спешу разочаровать сторонников теории единого заговора – либо коллективного против Михалкова, либо наоборот, организованного режиссером фильма в своих потайных целях. Не нужно думать, что Никита Сергеевич – пуп земли, а все, что происходит в мире, связано с его именем. У скандалов разные причины.

В России все началось с крайне неудачного пиара киноленты. «Великая картина о великой войне» - это избыточно, мягко говоря. Картина еще не вышла, а она уже великая. Война-то несомненно великая, но что касается картины, заранее так ее называть - не самый удачный рекламный ход.

Позже также выяснилось, что фильм не нашел адресного зрителя. С одной стороны, для националистической или сталинистской аудитории слишком непатриотичное кино. С другой стороны, для более реальной аудитории фильма в нем не достает привычной «окопной» правды о войне. И, кроме того, многие сочли киноленту просто слабой. С рыхлым сценарием, составленным из ряда пафосных метафор, кинематографически вторичных, а иногда просто вербализованных.

В кадре герой Евгения Миронова, поддерживая руками выпавшие кишки и готовясь пустить себе пулю в лоб, потому как уже не жилец , произносит монолог о том, какой же все-таки мерзавец Сталин. Сталин-то, конечно, мерзавец, но сама ситуация настолько нежизненная, что в это невозможно поверить. Или, например, сцена с персонажем блистательного актера Сергея Гармаша, который сбивает немецкий самолет практически святою молитвой. Вещи, которые не вызывают доверия. Которые слишком условно, сыро сделаны. В результате фильм не производит впечатления высокопрофессионального, как это не парадоксально - все-таки имя Михалкова-режиссера, как и имя Михалкова-актера, ассоциируется у нас с высоким талантом и профессионализмом. Тем не менее, в России фильм не собрал обширную аудиторию.

То же, что написала во Франции уважаемая газета Le Monde – абсолютный идиотизм. Эти люди либо не видели фильма, либо они разбираются в российском кинематографе примерно так же, как мы разбираемся в кинематографе Берега Слоновой Кости. Что, конечно, трудно ожидать от столь солидного издания.

Другая возможная причина - конкуренция. Потому что ходят слухи, что у Никиты Сергеевича хорошие связи в Каннах. Что именно благодаря этим связям, а также своему имени и весовой категории в европейском кино (которая у него, несомненно, есть), он пробьет нужную награду для своего фильма. Пробьет даже несмотря на то, что «Утомленные солнцем-2» единодушно признан далеко не самым сильным его фильмом. В результате во Франции сразу началась конкурентная атака. Однако крайне неудачная – можно в чем угодно обвинять «УС-2», но только не в сталинистской концепции.

Я думаю, если бы журналисты Le Monde посмотрели фильм, они нашли бы, над чем постебаться им – французам, которые имеют несомненный вкус к кино и высочайшего уровня кинематографическую культуру. Они бы нашли, к чему можно привязаться в фильме Михалкова, но к сталинизму здесь привязаться при любом желании нельзя. Обвинять УС-2 в сталинизме все равно, что обвинять его в педофилии.

Я не знаю, что это, но фальш-атака однозначно – выбрана цель, которой нет. Здесь налицо элемент пустой провокации. Насчет замечания Либерасьон, о волшебном появлении фильма в программе кинофествиваля – я совсем не знаю, каков протокол или порядок появления фильма в программе каннского фестиваля. Но то, что фильм, режиссером которого является Михалков, имеет полное право на появление на каннском фестивале, в этом для меня никаких сомнений нет. А по поводу самого кино можно говорить что угодно, но только правду.

Я большой поклонник Михалкова-режиссера, во всяком случае, его старого кино. «Неоконченная пьеса для механического пианино» - одна из моих самых любимейших лент, даже на фоне шедевров мирового кино. «Пять вечеров», «Обломов», «Раба любви». Скажу больше – я даже пристрастен в отношении Никиты Сергеевича. Однако «Утомленные солнцем-2», на мой взгляд - его творческая неудача.

В плане политической, идейной и мировозренческой платформ фильма, его вполне можно и нужно было бы показывать в школах. Многие вещи в нем освещаются с правильных позиций. Другое дело, боюсь, что его смотреть там никто не будет. Само качество ленты, увы, под большим вопросом. Дети просто не осилят.


Вернуться назад »
  • Просмотров: 2896



Комментарии