Теперь уже бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова не без оснований считают символом российской патентой системы. В его активе более сотни изобретений в 14 сферах нашей жизни: от энергетики до химпрома. Впрочем, последнее не так уж и странно - Лужков химик по образованию, но факт наличия патентов в области горнодобывающей, пищевой или «пчеловодческой» промышленности интересен сам по себе.
К сожалению, далеко не на все идеи Юрия Михайловича получили свое отражение в патентах. Например, концепт подводных гаражей и лазерные установки по сбиванию сосулек так и остались нереализованными мечтами. Но кто знает, может патентную эстафету примет новый мэр?
1. Улей
Будучи заядлым пчеловодом, Юрий Михайлович Лужков не мог не запатентовать улей. Причем изобретений, в основе которых лежит «домик для пчел», было сделано несколько, но до сих пор действует только один, называемый просто - «улей».
Суть изобретения заключается в том, что потолок подкрышника улья выполнен из набора прямоугольных брусков, ориентированных длинными сторонами параллельно боковым стенкам подкрышника. Во фронтальной стенке гнездового корпуса выполнен дополнительный леток, а в задней стенке донного корпуса выполнен технологический люк с заглушкой, при этом перекрытие донного корпуса скреплено с его фронтальной стенкой разъемным шарнирным соединением, снабжено стойками, шарнирно скрепленными с ним и опирающимися на дно донного корпуса, выполненное съемным.
Но, конечно, самое интересное, что этот патент был передан Московскому институту теплотехники. Зачем разработчикам стратегических грунтовых подвижных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами на твердом топливе нужен улей остается загадкой.
2. МКАД и монорельс
Из инфраструктурных изобретений Лужкова внимания заслуживает МКАД. Да-да, это та самая автодорога, которая окружает Москву. В документах МКАД фигурирует как «Транспортный комплекс мегаполиса и способ регулирования и разгрузки пассажирских и грузовых потоков транспортного комплекса мегаполиса».
Сейчас этот патент прекратил действие, но зато набор патентов, связанных с монорельсом, остаются в силе. Их сразу несколько: «Транспортное средство для монорельсовой транспортной системы», «Стрелочный перевод монорельсовой дороги», «Монорельсовая транспортная система с подвижным составом с линейным приводом» и «Монорельсовая транспортная система навесного типа».
3. Пирожок полуоткрытый, расстегай и кулебяка
Патенты на эти кулинарные «изобретения» Юрия Лужкова уже истекли, но факт остается фактом - мэр знает толк в правильных пирожках. Например, расстегай характеризуется «композиционным построением в виде вытянутой объемной фигуры с плоским овальным основанием и выпуклой верхней поверхностью, на середине которой имеются продольные рельефы слева и справа от приоткрытой центральной части». У него может быть три варианта, из которых «отличается проработкой рельефов, выполненных в виде защипов с равным шагом расположения и плавными переходами, организующими «косичку».
Расстегай Лужкова
Все эти кулинарные изыски продавались (и, вероятно, продаются) в сети «Русское бистро», которая была создана московским правительством в январе 1995 года как альтернатива «Макдоналдсу». «Русское бистро» считается одним из самых грандиозных «лужковских» проектов.
4. Консорциум микроорганизмов, морс, медовуха, квас, сыворотка «Алена»
Логично, что пирожки, расстегаи и кулебяки нужно чем-то запивать. Для этого у Юрия Михайловича также есть специальные патенты: на способы производства морса, кваса, медового напитка и напитка из творожной сыворотки «Алена». К ним можно добавить патент на консорциум микроорганизмов propionibacterium shermanii, streptococcus thermophilus и acetobacter aceti, используемый для приготовления кисломолочных продуктов, и способ производства кисломолочного продукта.
Вот рецепт морса «по Лужкову»: ягодный или фруктовый концентрированный сок с массовой долей сухих веществ 65-70% подвергнуть пастеризации при температуре 70°С в течение 10 мин, смешать с умягченной водой в соотношении 1: 10-12. Затем в морс внести подсластитель в количестве, эквивалентом 4-8% сахара, и лимонную кислоту до достижения кислотности 3,0-3,5 моль/дм3 щелочи на 100 см3 морса.
5. Роторный двигатель внутреннего сгорания
В отличие от многих других патентов Лужкова, этот распространяется не только на Россию, но и еще на 38 стран, включая США, Канаду и Великобританию. Технический результат изобретения «заключается в улучшении эксплуатационных характеристик роторного двигателя внутреннего сгорания и оптимальной организации воспламенения, сгорания и газообмена в камере сгорания». Роторный двигатель - это единственный патент Лужкова в категории «Машиностроение», но согласитесь - масштаб велик.
6. Способ определения динамических параметров движения материального объекта при проведении спортивных состязаний или в тренировочном процессе, устройство для его осуществления и способ оценки технического и творческого потенциала спортсменов
Патент на это изобретение распространяется практически на весь мир, включая такие страны как Экваториальная Гвинея, Нигер, Сенегал, Чад и Того. Само изобретение относится к категории спорт и представляет собой довольно банальную вещь: устройство с инфракрасной камерой, компьютером и приемником механических колебаний, связанным с инфракрасной камерой. Зачем оно нужно? Как можно догадаться, продравшись через заголовок, изобретение даст возможность более объективно оценивать уровень мастерства спортсменов, отслеживая, например, траекторию движения мяча в большом теннисе.
7. Способ фотоинактивации вируса гриппа А птиц подтипа H5N1
Бывший мэр Москвы настолько многогранен, что имеет изобретения даже в медицине, причем там их больше всего. Из свеженького - способ фотоинактивации, который заключается в использовании излучения видимого спектрального диапазона с применением водорастворимых фотосенсибилизаторов катионного типа, которые вводят до облучения в вируссодержащую среду в концентрации 0,25-2 кг/мл. Говоря проще, этот способ направлен на борьбу с вирусом «птичьего гриппа».
8. Спортивно-оздоровительный комплекс «Воробьевы горы» с крытой санно-бобслейной трассой и спортивно-оздоровительный комплекс «Воробьевы горы» в виде мостового перехода через реку
Целых два патента Лужкова посвящены комплексу «Воробьевы горы». Первое изобретение относится к «сооружениям общественного и спортивного назначения, органически вписанным в существующую городскую застройку, возводимым исходя из общественной потребности в непосредственной близости от действующих объектов, предпочтительно реконструированных, автомобильно-дорожных или метромостов». Второе - к «конструктивному решению мостовых переходов различного назначения, сооружаемых исходя из общественной потребности в непосредственной близости от действующих, предпочтительно реконструированных, автомобильно-дорожных или метромостов и используемых после их сооружения в качестве спортивно-оздоровительного комплекса, например, лыжного».
Права на оба патента принадлежат компании «Московские озонаторы», которая работает в области «создания и продвижения на рынке сложной наукоемкой продукции гражданского назначения».
9. Капсула для проращивания семян или «шарики Лужкова»
Суть изобретения заключается в том, что семена растений перед посадкой помещаются в капсулы, сделанные из особых питательных веществ в следующих соотношениях, мас.%: органические и минеральные питательные вещества 7-70, наполнитель 7-70, связующее 0,5-5,0, фунгицид 0,001-0,01, вода - остальное.
Предполагалось, что их использование должно давать экономический эффект в размере 3 млн руб. со 100 га поля, но в действительности оказалось, что изобретение никуда не годится и требует доработки. Тем не менее, патент все еще действует и принадлежит «коллективу изобретателей».
10. Снегогенератор для лыжной трассы
Закончим этот обзор снегогенератором для лыжной трассы. Сказать про него что-то вменяемое довольно сложно, ведь он представляет собой «полый корпус в виде имеющей с внутренней стороны зоны кольцевые сужения и расширения трубки с участками с внешними поверхностями цилиндрической или граненой формы большего и меньшего его в 1,2-3,5 раза диаметра описанной окружности поперечных сечений, сопряженными между собой переходным участком конической формы». Тем не менее, снегогенератор вещь очень полезная, ведь иначе Юрий Михайлович не обратил бы не него внимания.