20 апреля 2011

"Милая людям" - Людмила Гурченко

Категория: Персона

"Милая людям" - Людмила Гурченко


Недавно ушла из жизни легендарная актриса отечественного кино – Людмила Марковна Гурченко. Однако, кроме съемок в кино, актриса очень много играла и театральных ролей. Особенно этому способствовали в последние годы старания ее мужа и продюсера Сергея Сенина.

Андрей Максимов, писатель, пишет, что как-то ему повезло, и он смог репетировать с Людмилой Марковной несколько месяцев спектакль по пьесе В. Аслановой. Однако так получилось, что потом спектакль не вышел. Максимов вскоре за другими заботами забыл об этих репетициях, но в траурные дни они ему вспомнились. Потому, что не проходят бесследно такие моменты, как счастье встречи в работе с этой великой актрисой.

Это происходило в театре «Модернъ», где уже почти десять лет показывали спектакль писателя «Сон императрицы», в главной роли играла Илзе Лиепа. Максимов решил пригласить на спектакль Гурченко, и она не отказалось, что было само по себе невероятно. Представление пришлось по душе великой актрисе, и она пригласила и с ней сделать что-нибудь, кроме того, чтобы обязательно участвовала и Илзе. Вскоре Илзе нашла пьесу Аслановой.

Писателю польстило внимание Людмилы Марковной, а еще чрезвычайно обрадовала возможность вместе поработать с любимой актрисой. Однако Максимова просто поразил тот факт, что у Гурченко нет своего режиссера. Получается, что если судьба актрисы в кино – это драма, то ее участь в театре – трагедия.
Если вспомнить, то Людмила Марковна оставила в свое время театр «Современник», где она сыграла Роксану в «Сирано». Потом ее не приняли в театр «Сатиры», что само по себе невероятно, ведь она подходила ему полностью. Далее играла у Леонида Трушкина. В театре «Школа современной пьесы» Гурченко исполнила роль в легендарном спектакле Иосифа Райхельгауза "А чегой-то ты во фраке?". Больше в этом театре ей ничего не довелось сыграть, хотя она очень хотела. Оказывается, не нашлось для нее подходящей роли.

Максимов смог с первых же дней репетиций понять, как любит Людмила Марковна работать на сцене. Театр для нее являлся неким святилищем, она всегда относилась к нему с волнением. Даже само слово «театр» звучало из ее уст с особой значимостью, почтением, столь не свойственному современному миру.

В течение тех месяцев, когда проходили репетиции, писателю даже довелось побывать в гостях у великой актрисы, в ее квартире. Несмотря на то, что желтая пресса так любила писать различные сплетни про Гурченко и ее мужа, Сергея Сенина, однако Максимов увидел, что в этом доме царит любовь. Можно сказать словами героини одного фильма: «Когда любят, тогда видно». Конечно, Максимов не являлся близким другом семьи, не знал их отношений, однако те, чувства, которые существовали в семье можно смело назвать «любовью», и никак иначе.

Репетиции спектакля проходили в небольшом репетиционном зале Молодежного театра. В них принимали участие: Людмила Марковна, Илзе Лиепа, а также замечательный актер, сейчас уже народный, Евгений Князев из театра Вахтангова, и известный танцовщик Большого театра Марк Перетокин.

Гурченко очень переживала и волновалась, узнав, что ей предстоит танцевать с премьером Большого театра. Постановку танца и все работы проводил балетмейстер Николай Андросов. Во время репетиций он работал с актрисой, как с мастером, не делая скидок ни на возраст, ни на опыт в танцах. Становится просто удивительно, как Гурченко могла выдерживать такие нагрузки, при этом исполняя танец так эмоционально, мастерски, красиво и даже – профессионально! Актриса совсем не знала жалости к себе и снисхождения. Каждая репетиция проходила как спектакль, настолько хороша была ее игра.

Гурченко являлась не только талантливой актрисой, но и умным человеком. Вряд ли она не знала, какие ходят разговоры про ее тяжелый характер. Но, несмотря на это, Людмила Марковна буквально влюбила всех в себя! Но не потому, что старалась выглядеть лучше, чем была на самом деле, а все потому, что работала от души, на износ. Актриса приходила на репетицию пахать. И пахала, так, что даже не отвлекалась на разговоры. Немного найдется звезд такого уровня, которые были бы способны так отдаваться своей работе.

В спектакле у Гурченко была роль стареющей звезды, Лиепа играла ее служанку. Репетиция проходили в прекрасной обстановке, работали в сумасшедшем темпе, дружно, когда играют не только каждый сам для себя, а на спектакль. Все актеры подсказывали друг другу, смеялись, что-то придумывали, показывали всевозможные варианты.

Все это можно спокойно назвать творчеством в чистом виде. Даже, кажется, что именно поэтому Гурченко так стремилась играть в театре. Ведь когда рождается спектакль здесь и сейчас – испытываешь ни с чем несравнимые чувства.

Музыку к постановке писал композитор Тухманов. Даже за одно это знакомство с этим человеком, можно быть благодарным Людмиле Марковне. С тех пор Максимов очень ценит этого композитора. Писатель хотел, чтобы Тухманов написал музыку на стихи великих русских поэтесс: Ахматовой, Цветаевой. Максимов носил разные стихи, но композитор молчал. А потом, вдруг, всего за несколько дней написал больше десяти абсолютно разных вокальных номеров. А Гурченко их спела! Она никогда не пела как эстрадная актриса, Людмила Марковна сразу начинала играть. Поэтому любая песня превращалась в спектакль.

Однако вскоре между Гурченко и Илзой начались разногласия и ссоры. Очень, жаль, что у меня и у режиссера не получилось поймать этот момент. Было предложено заменить актрису, однако Максимов посчитал, что это будет, не совсем справедливо, поэтому он ушел из спектакля вместе с Илзой и Марком Перетокиным. Пьеса Аслановой была поставлена позже другим режиссером, которого уже нет в живых – Романом Козаком.

Писатель очень тепло говорил о Гурченко, по его мнению, такие актрисы просто не могут пройти по жизни, не оставив следа. После репетиций Максимов очень часто вспоминал работу с Гурченко, повторял ее слова, реплики. Она никогда никого не поучала, но научила многому, тех, кто ее знал. И даже тех, кто ее знал только по фильмам, театральным ролям.

Не зря, видимо ей выбрали такое имя: Людмила – милая людям.


Вернуться назад »
  • Просмотров: 3430



Комментарии