Конструкция, назначение, работа
Турбонаддув (турбокомпрессор, турбонагнетатель) – механический узел, предназначенный для увеличения мощности двигателя без изменения его рабочего объема. Это становится возможным при сгорании в цилиндрах большей порции топливной смеси. Достигается это за счет нагнетания турбиной большего количества воздуха в цилиндры, чем могут «втянуть» сами поршня. За счет турбонаддува, мощность двигателя увеличивается на 25-100%.
Турбонаддув – это воздушный насос центробежного типа, который приводится в действие турбиной, раскрученной за счет движения потока отработанных газов. Воздух засасывается через фильтр. Соотношение засасываемого воздуха и количества используемого топлива прямопропорционально. Сжимаемый компрессором воздух нагревается, поэтому уменьшается его плотность и масса в цилиндрах. Для выравнивания этого показателя, нагретый на выходе из турбины воздух проходит через интеркулер (своеобразный радиатор). Такая технология, чаще, применяется на турбонаддувах высокого давления. Турбины применяются как на дизельных, так и на бензиновых ДВС.
Причины поломок
Поломка турбокомпрессора может произойти по многим причинам. Все они делятся на эксплуатационные и технические.
Эксплуатационные:
- некачественное топливо;
- нарушение правил прогрева и остановки двигателя.
При непрогретом двигателе нельзя резко повышать его обороты, так как холодное и вязкое масло не обеспечивает достаточной смазки турбонаддува. Что касается остановки двигателя – после прекращения движения ТС не рекомендуется сразу же глушить и двигатель. Надо сделать паузу на холостом ходу для снижения оборотов и охлаждения турбины. Иначе, раскручивание турбины будет происходить при уже не функционирующей системе ее смазки. В связи с этим будет происходить перегрев и преждевременный износ трущихся деталей. Чтобы избежать этого, некоторые ТС оборудованы турботаймером, который не позволяет некоторое время после езды глушить двигатель.
Технические:
-загрязненный катализатор, воздушный фильтр и пр.;
-нарушение работы системы впрыска и зажигания;
-износ поршневой группы;
-нарушение периодичности замены моторного масла или использование масла, не рекомендованного заводом-производителем. Несоответствующее или не качественное масло вызывает закоксовывание проходов и отверстий системы смазки вала турбины, то есть, является причиной интенсивного износа, заклинивания, появления трещин в корпусе. Прорыв отработанных газов в картер двигателя в виду избытка давления во впускном коллекторе, приводит к таким же негативным последствиям. При нормальной работе дизельного двигателя, давление картерных газов не должно превышать 60мм рт. столба, бензиновый – 20 мм.
Турбонаддув начинает испытывать избыточное сопротивление, если воздушный фильтр сильно загрязнен, при этом он может повредить сам фильтрующий элемент и захватывать мелкие механические частицы из воздуха, которые абразивно действуют на трущиеся детали.
Срок службы турбонаддува значительно сокращается, если давление масла в двигателе низкое. Такое «масляное голодание», обычно, возникает при работе на холостых оборотах изношенного двигателя.
Признаки неисправности
- повышенный расход масла;
- высокая концентрация СО в выхлопных газах бензиновых двигателей;
- чрезмерный шум работы компрессора;
- потеря мощности двигателя;
- выхлопные газы имеют синий (сгорание масла) или черный (смесь переобагощенная) цвет.
Диагностика
При наличии указанных признаков неисправности самостоятельно можно проверить состояние фильтра, герметичность соединений патрубков впускного тракта и наличие подтеканий масла или охлаждающей жидкости. Если такие наружные признаки отсутствуют, надо провести диагностику у специалистов состояния самого двигателя и отдельно турбонаддува.
Ремонт
На СТО развитых держав не занимаются ремонтом турбонаддувов, устройство меняется на новое. Отечественные специалисты производят реставрацию турбин, часто используя при этом запчасти б/у. Самостоятельно отремонтировать турбонаддув не получится, поскольку для этого необходимы специальный инструмент и балансировочное оборудование.
Турбонаддув (турбокомпрессор, турбонагнетатель) – механический узел, предназначенный для увеличения мощности двигателя без изменения его рабочего объема. Это становится возможным при сгорании в цилиндрах большей порции топливной смеси. Достигается это за счет нагнетания турбиной большего количества воздуха в цилиндры, чем могут «втянуть» сами поршня. За счет турбонаддува, мощность двигателя увеличивается на 25-100%.
Турбонаддув – это воздушный насос центробежного типа, который приводится в действие турбиной, раскрученной за счет движения потока отработанных газов. Воздух засасывается через фильтр. Соотношение засасываемого воздуха и количества используемого топлива прямопропорционально. Сжимаемый компрессором воздух нагревается, поэтому уменьшается его плотность и масса в цилиндрах. Для выравнивания этого показателя, нагретый на выходе из турбины воздух проходит через интеркулер (своеобразный радиатор). Такая технология, чаще, применяется на турбонаддувах высокого давления. Турбины применяются как на дизельных, так и на бензиновых ДВС.
Причины поломок
Поломка турбокомпрессора может произойти по многим причинам. Все они делятся на эксплуатационные и технические.
Эксплуатационные:
- некачественное топливо;
- нарушение правил прогрева и остановки двигателя.
При непрогретом двигателе нельзя резко повышать его обороты, так как холодное и вязкое масло не обеспечивает достаточной смазки турбонаддува. Что касается остановки двигателя – после прекращения движения ТС не рекомендуется сразу же глушить и двигатель. Надо сделать паузу на холостом ходу для снижения оборотов и охлаждения турбины. Иначе, раскручивание турбины будет происходить при уже не функционирующей системе ее смазки. В связи с этим будет происходить перегрев и преждевременный износ трущихся деталей. Чтобы избежать этого, некоторые ТС оборудованы турботаймером, который не позволяет некоторое время после езды глушить двигатель.
Технические:
-загрязненный катализатор, воздушный фильтр и пр.;
-нарушение работы системы впрыска и зажигания;
-износ поршневой группы;
-нарушение периодичности замены моторного масла или использование масла, не рекомендованного заводом-производителем. Несоответствующее или не качественное масло вызывает закоксовывание проходов и отверстий системы смазки вала турбины, то есть, является причиной интенсивного износа, заклинивания, появления трещин в корпусе. Прорыв отработанных газов в картер двигателя в виду избытка давления во впускном коллекторе, приводит к таким же негативным последствиям. При нормальной работе дизельного двигателя, давление картерных газов не должно превышать 60мм рт. столба, бензиновый – 20 мм.
Турбонаддув начинает испытывать избыточное сопротивление, если воздушный фильтр сильно загрязнен, при этом он может повредить сам фильтрующий элемент и захватывать мелкие механические частицы из воздуха, которые абразивно действуют на трущиеся детали.
Срок службы турбонаддува значительно сокращается, если давление масла в двигателе низкое. Такое «масляное голодание», обычно, возникает при работе на холостых оборотах изношенного двигателя.
Признаки неисправности
- повышенный расход масла;
- высокая концентрация СО в выхлопных газах бензиновых двигателей;
- чрезмерный шум работы компрессора;
- потеря мощности двигателя;
- выхлопные газы имеют синий (сгорание масла) или черный (смесь переобагощенная) цвет.
Диагностика
При наличии указанных признаков неисправности самостоятельно можно проверить состояние фильтра, герметичность соединений патрубков впускного тракта и наличие подтеканий масла или охлаждающей жидкости. Если такие наружные признаки отсутствуют, надо провести диагностику у специалистов состояния самого двигателя и отдельно турбонаддува.
Ремонт
На СТО развитых держав не занимаются ремонтом турбонаддувов, устройство меняется на новое. Отечественные специалисты производят реставрацию турбин, часто используя при этом запчасти б/у. Самостоятельно отремонтировать турбонаддув не получится, поскольку для этого необходимы специальный инструмент и балансировочное оборудование.