Российские эксперты рассуждают о перспективах того, возможно ли теоретически судебное разбирательство в отношении высших лиц государства.
Данная тема стала актуальной после того, как в среду начался судебный процесс над бывшим президентом Египта Хосни Мубараком. Данное событие продолжает оставаться в центре внимания всей мировой общественности и со стороны прессы. Журналисты сообщают, что лидер Египта, который оставался на посту президента в течение почти трех десятков лет, предстал перед судом спустя шесть месяцев, после того, как его свергли со своего поста, в результате 18-дневногй революции.
Основное обвинение, которое было выдвинуто против Мубарака, состоит в том, что он лично отдавал приказы о расстреле антиправительственных демонстраций во время прохождения революции в стране. За все время восстания погибло примерно 900 человек, после чего Мубарак был отстранен от власти. Теперь, если суд признает его виновным, то экс-президента Египта ожидает смертная казнь. Кроме того, Хосни Мубарака еще обвиняют в коррупции, злоупотреблении властью и растрате бюджетных средств.
В современной истории известны многие случаи того, как против высших лиц различных государств возбуждались уголовные дела. Примером этому служат - Южная Корея, Тунис, Кыргызстан, Югославия. И это еще не полный список тех стран, где бывших руководителей отдавали под суд. Однако возможен ли такой вариант в нашей стране – Российской Федерации? Именно об этом и рассуждают известные российские эксперты.
Галина Михалева, которая является исполнительным секретарем партии «Яблоко» и доктором философии, считает, что такой сценарий в принципе возможен в России, которая не может существовать вне мирового сообщества. В настоящее время просто невозможно отгородиться от всего мира железным занавесом. Кроме того, перспектива такой ситуации в России возможна даже в ближайшее время. При этом Михалева ссылается на отечественную историю, согласно которой у нас в стране всякое случалось: бывало, что расстреливали правителя вместе с семьей, как царя Николая, бывало, что приговаривали к смертной казни, например, Берию, а бывало, что отправляли на пенсию, как Хрущева.
В мире существуют нормы деятельности тех, кто находится во главе государства – президента или председателя правительства. При этом очень многие международные наблюдатели следят за их выполнениями, поэтому суд над Мубараком - лишнее тому доказательство. Исполнительный секретарь считает, что суд над экс-президентом Египта состоялся под давлением мирового сообщества.
Елена Лукьянова, доктор юридических наук и профессор кафедры конституционного права МГУ подчеркнула, что в России действует Римский статус международного уголовного суда, согласно которому любые политические деятели, независимо от занимаемой должности. Если совершили уголовное преступление, то подлежат уголовной ответственности. Наша страна приняла этот документ еще в 1999 году, однако первый указ, который издал Путин, став главой страны, был документ о неприкосновенности президента, исполняющего свои обязанности. Поэтому у нас в России, лидер страны полностью защищен от ответственности за все действия, которые он совершил на своем посту.
Напомним, что в России в 1993 году состоялись события, схожие с ситуацией в Египте. Тогда в результате противостояния двух направления российской власти и последующим этому вводу войск, по официальным данным погибло 157 человек, было ранено 384. После завершения событий траур по погибшим стране так и не объявлялся.
Галина Михалева уверена, что неприкосновенность главы государства способна создать у него видимость полной безнаказанности. Поэтому в настоящее время, конституцию страны нарушают на каждом шагу, особенно ту часть, в которой говориться о правах и свободах человека, где почти не соблюдается ни одна статья. По ее словам, это весьма опасно для тех, кто находится на вершине власти. При этом доктор философии подчеркивает, что все равно каждому придется отвечать за свои действия. Если не перед своим народом, то перед историей точно.
А доктор юридических наук Елена Лукьянова добавляет, что закон о неприкосновенности президента противоречит международным обязательствам России и подписанного ею документа о Римском уголовном статусе.
Судья в отставке Тамара Морщакова считает, что иммунитет российского главы государства определяется его статусом. Он утверждает, что уголовная ответственность для должностных лиц высшего уровня совсем не отменяется. Просто процедуры их привлечения являются совсем иными. Относительно нормативных актов, которые бы касались преследования бывших высших лиц, Морщакова не взялась судить, заявив при этом, что это можно сделать только Конституционным судом России.