Реклама настолько прочно вошла в нашу жизнь, что без нее уже невозможно представить, например, ни одной телевизионной передачи или фильма. Рекламные ролики крутят по телевидению целый день, в том числе и с участием в них детей. На вопрос о том: можно ли снимать детей в рекламных роликах, ответили представитель рекламной индустрии, креативный директор Эльдар Джинчарадзе и психолог Татьяна Мужицкая.
Например, представитель рекламной индустрии Эльдар Джинчарадзе уверен, что без детей никак невозможно обойтись в рекламе, существуют специальные категории товаров, где снимаются только дети. Красивые, улыбающиеся дети являются образом, наиболее привлекающим потребителей. Но при этом, креативный директор отметил, что детей необходимо использовать в съемках только той рекламы, где рассказывается о продуктах, товаров и услугах, предназначенных специально для них. Это могут быть подгузники, детское питание, одежда или товары семейного потребления. Также Джинчарадзе не видит ничего страшного, если ребенок снимается в рекламе автомобилей, которые могут использоваться для поездок всей семьей, например, на дачу. Но при этом необходимо ограничить участие детей в съемках товаров или услуг, не имеющих к ним никакого отношения.
Другого мнения придерживается психолог Татьяна Мужицкая, которая категорически против участия детей в рекламных съемках. Она уверена, что рекламщики втягивают детей в потребительскую гонку, при этом совершенно не думая о последствиях. Она считает, что маленькие дети настолько подвержены воздействию рекламы, что всегда ее смотрят, а потом повторяют все популярные рекламные слоганы. Таким образом, при помощи рекламы навязываются детям некоторые стандарты красоты, которые в дальнейшем способны вызвать у них комплекс неполноценности.
Эксперт уверена, что вместо участия детей в съемках, при создании рекламных роликов можно использовать мультипликации. Тогда психика малышей совсем не будет страдать, потому, что в данном случае работают совсем другие механизмы.
Известно огромное множество случаев, когда в рекламе незаконно снимаются несовершеннолетние. В разных странах по-разному решают этот вопрос. Конфликты возникают не только из-за подростковой сексуальности. Основная проблема гораздо шире – можно ли вообще использовать детей в рекламе. Так как рекламные ролики, где снимаются дети, вызывают больше доверия и симпатии у потребителей, то этим часто пользуются недобросовестные рекламодатели. Поэтому в некоторых странах, например, в Италии, запретили в коммерческой рекламе использовать образы детей до 14 лет.
В России пока такого ограничения нет, правда, согласно закону в рекламе нельзя проводить дискредитацию родителей и педагогов, а также заставлять несовершеннолетних убеждать своих родителей приобретать рекламируемый товар. Также не допускается съемка детей в опасных ситуациях. Возможно участие несовершеннолетних только в рекламе тех товаров, которые могут использоваться не только взрослыми, но и детьми. Хотя все эти ограничения не всегда соблюдаются и детей снимают даже в рекламе огнетушителей.