Интересное дизайнерское оформление экспозиции (информационной, исторической, научной, коммерческой, культурно-развлекательной или культурно-воспитательной) привлекает публику. Но это — необходимый рекламный ход, а главным содержанием любой выставки все же являются экспонаты, поэтому их комплектация, систематизация и правильное размещение в витринах имеют решающее значение.
Экспонат в витрине должен быть представлен эффектно, а музейное оборудование обязано этому помочь, то есть выгодно подать демонстрационные предметы, а также ярко подчеркнуть и их эксклюзивность (особенность), и прочную взаимосвязь с темой выставки. Случайное расположение экспонатов на выставке исключено, в компоновке предметов организаторам выставки необходимо проявлять и образное мышление, и знание технических приемов. Точные расчеты обеспечивают необходимую плотность заполнения экспонатами общего объема каждой витрины, чтобы подать экспонаты зрителям более выразительно, а не наоборот - затруднять визуальное восприятие, что часто бывает, когда выставки оформляют дилетанты и экономят демонстрационную площадь витрин.
Основные правила наполнения выставочной витрины экспонатами
На каждую из витрин разрабатывают чертеж-рисунок на монтажном листе в масштабе 1:10 в соответствии с аранжировкой композиции выставки.
Выбирается оборудование для музеев для главных выставочных экспонатов: например, для художественных выставок — это ценные произведения искусства, для производственных — продукция «ноу-хау», а для торговых — новый товар, который продвигают на потребительский рынок.
Распределяют экспонаты по витринам с учетом композиционных правил и психологического восприятия людей различных форм предметов.
• Так, зритель четче воспринимает контраст величины форм (объемные и плоские, широкие и узкие, высокие и низкие) при определенных размерах демонстрационного пространства и специального освещения.
• Важно также верно рассчитать общий объем экспонатов к общему объему конкретного выставочного оборудования, где объемно-пространственные формы будут размещаться. Слишком большая плотность не позволит увидеть и оценить по достоинству отдельные предметы, а слишком большие музейные витрины с избыточным внутренним пространством относительно предметов способны «задавить», то есть на подсознательном уровне принизить их значение в экспозиции.
• Нечетное число экспонатов в витрине всегда предпочтительнее
Одним словом, выразительность экспонатов в витрине зависит от многих факторов, если у организаторов выставки нет успешного опыта в составлении выставочных композиций, то им стоит воспользоваться услугами профессионалов.