Люк Хардинг, который является журналистом британской газеты The Guardian, на днях принял участие в брифинге Хельсинкской комиссии Конгресса США. На данном мероприятии он рассказал о подробностях своей деятельности в Москве, а также, почему он в прошлом году стал нежелательной персоной в России. Напомним, что его даже не впустили в страну в феврале 2011 года.
Хельсинкский брифинг прошел под названием: «Депеши из Москвы: завораживающий рассказ Люка Хардинга о преследованиях КГБ». Как сообщило радио «Голос Америки» наиболее активное обсуждение вызвала тема преемственности методов работы российских спецслужб, начиная с ЧК, НКВД до КГБ и ФСБ.
Журналист Хардинг во время своего выступления подробно рассказал о том, как находясь в России, он чувствовал давление со стороны ФСБ, как опасался за свою жизнь и жизнь своих близких. По словам представителя прессы, очень часто иностранным журналистам приходится выбирать между потерей визы и написанием статей на нежелательные для российских властей темы. Такое психологической давление в большинстве случаев становится основной причиной для самоцензуры для иностранных журналистов в России.
Люк Хардинг озвучил примерные темы, которые являются нежелательными для российских властей. Первая и основная тема – коррупция, причем не просто абстрактная коррупция о которой много и свободно пишут везде, а коррупция конкретная, то есть с указанием фамилий и фактов.
Один из представителей посольства России в США Сергей Кузнецов выразил недоверие к информации о том, что существуют какие-либо доказательства коррумпированности высших эшелонов власти в стране. Он попросил Хардинга озвучить конкретные факты, если такие существуют на самом деле. В ответ журналист заявил, что он проводил специальное расследование, результаты которого опубликовал в своей книге «Мафиозное государство». Эта книга писалась именно о современной России.
Еще одной табуированной темой можно назвать Рамзана Кадырова. Хардинг утверждает, что лидер Чечни в настоящее время является ближайшим союзником путина на Северном Кавказе, кроме того очень опасным человеком. Писать что-либо негативное о Кадырове весьма опасно. Ну и еще одна, запретная для журналистов тема в России – это освещение деятельности здешних спецслужб. Любой журналист, попытавшийся проникнуть в данную сферу, наказывается быстро и жестоко.
Сотрудник The Guardian заявил, что политическая система в России, пока у власти Владимир Путин, никогда не измениться. Более того, возвращение нынешнего главы правительства в качестве главы государства - неизбежно. Хардинг со всей уверенностью заявил, что Путин постарается как можно дольше остаться у власти, независимо от того, хотят ли этого граждане страны или нет.
Сотрудник британской газеты Люк Хардинг работал в Москве довольно долгое время. Ранее в 2010 году его задерживали спецслужбы в Ингушетии, до этого он брал интервью в Дагестане у отца Мариам Шариповой, смертницы взорвавшей бомбу в московском метро.
В конце 2010 года, The Guardian опубликовала статью Хардинга, в которой журналист писал, что Владимир Путин знал о предстоящем убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. Перед тем, как британского сотрудника выслали из России, он работал над циклом статей, которые его газета публиковала вместе с WikiLeaks. Материалы эти были о руководстве России и влиятельных людях в политике и бизнесе.
Именно британское издание в 2007 году высказало предположение о том, что инициатором компании Gunvor, скорее всего, является Владимир Путин. Кроме того, как сообщил лидер движения «Демократический выбор» Владимир Милов, журналист Хардинг вместе с российскими оппозиционерами принимал участие в процесс против руководства Gunvor, в том числе и близкого друга Путина – Геннадия Тимченко.
Известно, что эпизоды из книги Хардинга «Мафиозное государство», в которых он рассказывал о том, как один журналист был объявлен врагов новой России, были опубликованы осенью прошлого года в издании «Власть».
Как-то раз британский журналист договорился в Лондоне встретиться с бывшим КГБ-шником Борисом Карпичковым. Этот человек в 1980-х годах работал в рижском отделении КГБ, но в конце 1990-х годов опасаясь за свою безопасность, бежал в Великобританию.
Встреча должна была произойти у триумфальной арки Марбл-Арч в самом центре Лондона. Люк Хардинг сразу узнал бывшего агента. Карпичков выглядел костлявым, худым и бледным мужчиной, с легкой тенью беспокойства на лице. То есть имел вид человека, который почти всю свою жизнь провел в сумерках шпионского мира.
Известно, что Борис Карпичков родился в 1959 году в Латвии, сначала работал инженером, но в 1984 году поступил в школу КГБ в Минске. После обучения был направлен в управление Второго управления КГБ-контразведки в Риге. За время своей службы он имел чин майора.
Когда СССР распался, Карпичков некоторое время продолжал оставаться в Латвии, работал в разведслужбе. Но в то же время продолжал поставлять секретную информацию в КГБ, которая была теперь переименована в ФСБ. Почти три года Карпичков вел жизнь классического двойного агента. По его словам, ему приходилось проникать в британское посольство в Риге, чтобы размещать там подслушивающие устройства. Кроме того, руководил операциями по доставке дезинформации в ЦРУ. Бывший агент рассказал, что у него до сих пор хранятся «орудия труда» - отмычки и так называемый сканер для подслушивания разговоров.
В 1995 году между Карпичковым и ФСБ возник конфликт, агент заявил, что ему перестали платить за работу. В то же время латвийские власти стали подозревать Карпичкова в работе на русских. Разведчика разоблачили и отправили в Россию, там ему пришлось несколько месяцев провести в московской тюрьме. Позже агенту удалось бежатьв Британию, воспользовавшись одним из фальшивых паспортов, которые он имел, как сотрудник КГБ. С этого времени, Карпичков находился в Великобритании.
Здесь, по словам бывшего разведчика, он продолжал за деньги проводить тайные расследования в отношении таких известных личностей, как, например, Бориса Березовского и Романа Абрамовича. Кроме того, со временем Карпичков оказался причастен к кремлевской кампании шпионажа в Лондоне. Ему удалось внедриться в движение «Идущие вместе», которое потом было переименовано в «Наши». Именно это движение одно время пыталось дискредитировать членов оппозиции и противников путинского режима - Литвиненко, Березовского, Ахмеда Закаева.
Вообще, по мнению Хардинга, любые попытки Кремля повлиять на общественное мнение в Англии можно назвать бесполезными. Известно, что в 2004 году бывший рижский кгбэшник познакомился с двумя представителями «Наших». Агенты «Альвис» и «Ирина» организовывали митинги протеста, платили демонстрантам 4,5 фунта в час наличными. В основном акции имели прокремлевский характер, проводились в Лондоне.
Были даже случаи, что активисты прокремлевского движения повреждали имущество некоторых известных граждан, а также принимали участие в нападениях на жилище Литвиненко и Закаева осенью 2004 года.
По словам Карпичкова выходит, что к гибели Литвиненко причастно ФСБ. Кроме того, он даже заявил, что один российский дипломат, ранее являвшийся сотрудником посольства в Лондоне, неким образом принимал участие в деле Литвиненко, а потом погиб при загадочных обстоятельствах. Бывший агент уверен, что трое подозреваемых в отравлении Литвиненко - Андрей Луговой, Дмитрий Ковтун и Вячеслав Соколенко, не могли сами организовать убийство, так как не имели соответствующей подготовки. Здесь явно поработал кто-то другой, скорее всего, в Лондоне тогда был еще четвертый, неизвестный участник.