Все чаще в последнее время на оппозиционных митингах и других общественных мероприятиях можно встретить большое количество молодежи, странно, но в то же время модно одетых. Это хипстеры – представители новой субкультуры, которая сложилась за последнее, относительно благополучное десятилетие.
В частности, к хипстерам отнесли некоторые блогеры и студента Колю, который пострадал от побоев бойца ОМОНа и которого из-за дрэдов сначала приняли за беременную женщину. Примечательно, что сам Коля, никак не может сейчас объяснить, каким ветром его тогда занесло на Болотную площадь.
Эксперты считают, что праздно шатающиеся по улицам крупных городов молодые люди, это в том числе еще и последствия, возникших за последние несколько лет перекосов в высшем образовании. Каждый год сотни тысяч выпускников выбрасывают ВУЗы на улицу. Только в прошлом году, почти полтора миллиона студентов оказались с дипломами не удел.
До 1991 года в РСФСР выпускалось в два раза меньше специалистов. А сейчас даже рост гуманитариев вообще не поддается подсчету. Если раньше было ПТУ, то теперь стал колледж, вместо техникума – институт. Бывшие институты преобразовались в университеты и академии, вместо четырех обычных факультетов – десятки новых. Выпускаются пиар-менеджеры, политологи, юристы, экономисты, экологи, журналисты, стилисты и так далее. И все эти молодые люди имеют повышенную самооценку и завышенные требования к жизни, однако не могут найти себе применение.
Современная Москва сейчас очень напоминает Нью-Йорк конца 40-х годов. И это неудивительно, несмотря на то, что американские хипстеры того времени – это любители джаза, бездельники и бонвианы, перебивающиеся временными заработками. Сегодняшний российский хипстер, появился всего лет пять назад и был воспитан в интернет-блогах, однако сразу же прочно обосновался в городском пространстве.
Что из себя представляют эти молодые люди? Модно одетые, предпочитающие слушать песни только на английском языке, даже если поет отечественная группа. Они читают никому не известных скандинавских писателей, смотрят кино арт-хаус из категории «не для всех». Это молодежь, которая выше всего ценит стиль, пытается скрыться от непривлекательной действительности в собственном, ими же придуманном мире, а их жизнь состоит целиком из посещений кофеен, клубов, магазинов и социальных сетей.
Как сказал журналист Максим Кононенко, при встрече с таким молодым человеком сначала не знаешь, что о нем сказать. Он не похож ни на панка, ни на хиппи, можно назвать его хипстером и не ошибешься. Эти люди родились после распада Советского Союза и воспитывались не при советской власти, они пока еще сами не знают, чего хотят в этой жизни.
Директор проектов Фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова согласна с журналистом. Она считает, что эти молодые люди просто еще не понимают, что им не нравится в окружающей действительности. Конечно, они хотят каких-то перемен, смены картинки, но, что - реально, они не знают.
Примечательно, что в отличие от уже не модных металлистов и панков, а также все еще популярных эмо и готов, российские хипстеры не считают себя представителями какой-либо субкультуры. Также они не собираются изменять или спасать этот мир. Главными их приоритетами в этой жизни является – всегда хорошо выглядеть, разбираться в моде, посещать самые лучшие «хипстерские» места и при этом внимательно следить за зарубежными тенденциями, чтобы ничего не суметь упустить.
Организатор вечеринок Сергей Агасфер утверждает, что к хипстерам в своем большинстве можно отнести всю модную творческую молодежь, имеющую заработок чуть выше среднего. Современный хипстер – это космополит, человек с вектором, направленным на весь лежащий перед ним мир. Этот человек впитывает новые знания и охотно делится ими.
Особенно важным в среде хипстеров является отличное знание английского языка. Для российского хипстера вся Великобритания в целом, а в частности Лондон, являются своего рода землей обетованной. Даже находясь на московских улицах, обычно они в мечтах парят, где-то на Пикадилли или Оксфорд-стрит.
Внешний вид для хипстеров имеет огромное значение, по нему можно определить свой идет или чужой. Обычно их одежда состоит из зауженных джинсов, клетчатых рубашек, футболок с принтами, на ногах – кеды, за плечами – рюкзак. Хотя точно сформулировать, что из себя представляет хипстерский стиль одежды не смогли даже профессиональные стилисты одного из популярных среди московских хипстеров магазина.
Понятно только то, что они не любят бренды, уверяя, что чем дешевле одежда, тем актуальнее, а самое главное – это креативность. Вообще, как говорят некоторые эксперты: творчество, ради творчества – вот краеугольный камень хипстерского мировоззрения. Поэтому, среди них наиболее часто можно встретить людей таких профессий, как фотограф, журналист, художник, дизайнер, модельер. Глядя на их образ жизни, понимаешь, что вряд ли, хипстера можно будет встретить трудящимся где-нибудь на заводе или при изучении высшей математики. Как говорит один из представителей данной субкультуры Роман: «Важно быть креативным, не сидеть дома, что-то создавать или открывать новое».
Ну, а если человек обделен талантами, то ему остается только заниматься самолюбованием. Любимым занятием хипстера является «делать лук» (от английского слова look — вид или образ). Социальные сети и домашние страницы пестрят фотографиями хипстеров в окружении друзей, также одетых соответствующе. Купил хипстер «обновки», сделал «лук» и обязательно разместил себя любимого в них в Интернете, чтобы получить восторженные комментариев «френдов».
Лариса Паутова считает, что хипстеры – это не андеграунд. Кроме того, ни в коем случае не левые радикальные молодежные культуры. Лучше всего будет назвать их веселыми инфантильными кузнечиками, безмятежными творческими индивидуалистами, которые своим видом протестуют против массы и серости.
Веселье у хипстеров не прекращается ни днем, ни ночью. Частые посетители дорогих клубов они щеголяют друг перед другом новыми «луками». Попасть к ним в компанию дано далеко не всем, они всегда придирчиво оценивают внешний вид кандидата, а людей случайных в свою тусовку никогда не примут.
Специалисты отмечают, что хипстерское движение любителей расслабленного времяпровождения постепенно растекается по всей стране. Представители данной субкультуры есть уже в Сибире, Владивостоке. Москва и Питер даже спорят друг с другом, чьи хипстеры являются самыми модными.
Максим Степанов, как самый настоящий хипстер никогда не смотрит телевизор. Все, что ему нужно – новости, кино и музыку, он получает в Интернете. Политика, его не интересует до тех пор, как он сам говорит, пока не мешает ему радоваться жизни. В основном, поясняет Максим, хипстеры никого не трогают, занимаются развитием своего вкуса, любят обмениваться информацией с другими хипстерами.
Но, как уверяют специалисты, российские хипстеры - наследники американских хиппи и британских битников, так же, как и их предшественники, скорее всего, к 30-40 годам сменят свои узкие джинсы на строгие костюмы и галстуки, потому, что при всей своей привлекательности, их жизнь с реальностью почти не пересекается.
Максим Кононенко заявляет, что никакая молодежная субкультура не имеет своей идеологии, так как не предназначена для этого. Идеология всегда присутствует у политической партии, которая во главе своей цели ставит захват власти. Молодежь же пока еще особо не социализирована, в большинстве своем у них нет семей, они находятся в периоде перехода от иждивенчества, родительского контроля, к самостоятельной жизни.
Главными приоритетами хипстеров можно назвать альтернативность и непохожесть. Они всегда присутствуют там, где модно – будь это ночной клуб или оппозиционный митинг на площади. А основной целью у представителей данной субкультуры является хорошо развлечься, провести время в компании друзей и, конечно, сделать очередной «лук».