- Эти триста банков все вместе сейчас составляют очень «большую» величину: на их долю приходится порядка 0,5% от общего объема банковских активов, - с иронией говорит директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил СУХОВ. - И по самым преувеличенным оценкам, в них работает 20 тыс. человек, хотя эта цифра представляется мне далекой от истины…
Гигантомания – это типичная болезнь российского чиновника: если говорит о деньгах – подавай ему сотни миллионов, если о людях – их требуется, как минимум, сотня тысяч.
А ведь 20 тысяч человек – это совсем немало. Таково, например, нынешнее население «Куркино» - одного из самых благоустроенных и благополучных районов Москвы. Но представим, что все они вдруг лишились работы – что тогда?
А ведь именно такая судьба ожидает три сотни вполне благополучных коллективов, которые предполагается «скосить под корень» недавними изменениями в законе о банках и банковской деятельности. По ним банки обязаны довести размер собственного капитала до 90 млн. рублей к 1 января 2010 года и до 180 млн. – к 1 января 2012 года.
Как утверждают в Ассоциации российских банков (АРБ), по востребованности своей клиентурой, качеству услуг и надежности такие банки могут не уступать большим банкам. Они не имеют возможности предоставлять кредиты на очень крупные суммы, но в некоторых регионах занимают заметную долю рынков розничных услуг, обслуживания небольших предприятий и т.д. Более того: к подавляющему большинству этих банков нет более-менее существенных претензий и у регулятора – Центрального банка России.
Г-н Сухов недоволен тем, что эти банки «работали с ограниченным кругом лиц». И считает, что «уход подобных структур с рынка в рамках прекращения бизнеса, или слияния с более крупной организацией — это в конечном счете благо для всей системы…»
Так и хочется спросить: а вы у системы-то узнавали? Или хотя бы у клиентуры? У вкладчиков? По оценкам ЦБ, объем вкладов населения в 150 банках, которые должны погибнуть уже в нынешнем году, составляет 7 млрд. рублей, общая величина активов – 35 млрд. рублей. То есть, они занимают свою нишу на этом рынке и тем самым зарабатывают себе на жизнь. И до нынешнего дня, в отличие от банков-гигантов, не требовали помощи у государства.
Но теперь эта помощь «малышам» требуется. Ибо власть потребовала от банков нарастить уставный капитал в самое «пиковое» время, когда лишних денег нет ни у кого. Считая эти нововведения в условиях кризиса несвоевременными, АРБ предлагала отсрочить вступление в силу повышенных требований к минимальным размерам капитала кредитных организаций на два года. Правительство не согласилось.
Теперь АРБ вышло с новым предложением: принять поправку в проект Федерального закона N181653-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов». В соответствии с ней предлагается предоставить Правительству Российской Федерации «право в 2009 году принимать решения о направлении средств федерального бюджета в размере до 25 млрд. рублей Центральному банку Российской Федерации для дальнейшего предоставления субординированных кредитов сроком до 31 декабря 2019 года по ставке 8% годовых банкам с размером собственного капитала до 180 млн. рублей, с установлением лимита в 90 млн. рублей в адрес одной кредитной организации. Кредит предоставляется при условии софинансирования собственниками банка равной суммы средств с целью увеличения собственного капитала банка».
Эта мера даст возможность целевым образом поддержать жизнеспособные региональные банки, собственники которых готовы нарастить их капитал, но из-за кризиса не имеют для этого достаточных ресурсов.
Кстати, по мнению некоторых экспертов «под топор» могут попасть не 300 банков, а гораздо больше. В банковской среде ходят небеспочвенные слухи о намерении властей воспользоваться кризисом для кардинального сокращения числа российских банков до двух-трех сотен, которыми «легче управлять». Но в США, например, функционирует более семи тысяч коммерческих банков – и американцам эта цифра не кажется чрезмерной. В Германии число комбанков превышает 2400, и немцы ими вполне довольны.
Но российские чиновники намерены мыслить и действовать по собственному разумению – прежде всего «масштабно».
http://svpressa.ru