За проезд по ключевым трассам страны скоро придется платить. Госдума приняла в первом чтении проект, согласно которому будет создана госкомпания «Автодор». Она будет управлять, обслуживать и собирать плату за проезд по 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения.
Госдума России приняла в первом чтении законопроект о новой государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор»). По задумке авторов идеи, госкорпорация будет новым локомотивом строительства дорог в России. В обязанности «Автодору» вменяется строительство, ремонт и эксплуатация платных дорог страны. Депутаты поясняют, что создание такой компании необходимо из-за нынешней неэффективности бюджетного финансирования автомобильных дорог федерального значения. «Задержка с выделением финансирования из федерального бюджета (средства выделяются только к середине финансового года), постоянные задержки с проведением конкурсов, крайне затянутая процедура экспертизы проектной документации, необходимость постоянной и сложной корректировки целевой программы, поздние сроки выхода соответствующих нормативных правовых актов», – перечисляет сегодняшние проблемы дорожников один из соавторов законопроекта депутат Мартин Шаккум.
По его словам, в 1990-х годах, когда существовали целевые дорожные фонды, ежегодно вводилось 7–8 тыс. км новых автомобильных дорог, но затем масштабы сократились лишь до 2 тыс. км.
Новая структура будет работать параллельно с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор), которое сейчас через 300 филиалов с различной формой собственности управляет всеми дорогами федерального значения. Для строительства платных дорог госкомпания будет привлекать частных инвесторов, которые на правах концессии смогут получать прибыль от платной дороги. Трассы будут строиться только в тех направлениях, где существуют параллельные бесплатные шоссе, в некоторых случаях платными станут уже существующие федеральные трассы, но при сохранении условия альтернативы. Всего предполагается передать госкомпании 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 6,1 тыс. км – для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2 тыс. км – для приведения федеральных дорог, работающих в режиме перегрузки, в нормативное состояние и поэтапного их перевода в режим платной эксплуатации, сообщает «Интерфакс». По словам министра транспорта Игоря Левитина (законопроект родился в его ведомстве), для того чтобы избежать монополии, дороги будут передаваться не в собственность госкомпании, а в управление.
Первоначально законопроект по «Автодору» хотели рассмотреть еще в январе этого года. Однако сроки рассмотрения были перенесены из-за возражений Минфина. По данным «Коммерсанта», чиновники ведомства обнаружили в документе противоречия Земельному и Гражданскому кодексу.
Минфин также не согласился с преференциями при проведении госзакупок, а также с размещением денег госкомпании в коммерческих банках и пунктом об изъятии земельных участков под инфраструктуру «Автодора».
Еще раньше проект «Автодора» попал под критику ФАС. Чиновники надзорного ведомства сочли, что госкорпорация транспортников недостаточно прозрачна для контроля расходов госсредств. Первоначально планировалось, что бюджет организации составит в $250–300 млрд. Принятый в среду вариант нового проекта учел все претензии ФАС и Минфина.
Впрочем, дорожные эксперты не исключают, что могут возникнуть проблемы с эксплуатацией дорог «Автодором». «У нас уже был аналогичный проект в 90-х годах. Он просуществовал один год, после чего был закрыт с формулировкой «из-за неэффективной работы», – напоминает генеральный директор Дорожного проектно-изыскательного и научно-исследовательского института Олег Скворцов. По мнению специалиста, также не совсем понятно, как будут координировать работу два дорожных ведомства – «Автодор» и Росавтодор. «Для обеспечения нормальной связи между областями необходимо создавать сеть автомобильных дорог. Легче всего это делать централизованной организации», – поясняет Скворцов.
http://www.gazeta.ru/