В интернете появился «черный список туристов». Попасть в него очень просто - достаточно плохого настроения сотрудника турфирмы, чтобы стать неблагонадежным клиентом. Вычеркнуть себя из этого списка - невозможно.
Цель ресурса - защита туркомпаний от недобросовестных путешественников. «Прежде, чем начать работать с туристами, удостоверьтесь, что их нет в черном списке. Это поможет сберечь не только нервы, но и финансы», - советуют создатели портала. Доступа к секретному досье у простого пользователя интернета нет: читать, размещать отзывы на «специализированном сайте для туристических компаний» могут только прошедшие процедуру on-line регистрации представители фирм. Так что несправедливо оклеветанному туристу рассказать о своем видении ситуации не удастся. Предполагается, что «черный список» будет постоянно пополняться. Туроператорам предлагается рассказывать широкой общественности обо всем: от невежливого обращения до откровенных вымогательств. Аудитория сайта - «тысячи агентств и десятки туроператоров» - будет перемывать туристские косточки анонимно (видимо, опасаясь судебных исков за клевету). По словам владельца сайта Павла Жданова, турист сможет обратиться к администрации и попросить исключить его из списка. Все будет решаться в индивидуальном порядке. Правда, как путешественник узнает, что стал для турбизнеса персоной нон-грата - неизвестно.
Сейчас в «черном списке» около 200 человек. При этом зарегистрированных пользователей - более 300. То есть многие проявляют любопытство, регистрируются, но делиться данными о своих клиентах с партнерами по бизнесу не спешат.
Black-tourist.ru - не первый ресурс такого рода в рунете. Подобно тому, как на многочисленных порталах туристы рассказывают ужасы о кинувших их турфирмах, так и компании должны кому-то поплакаться в жилетку, поэтому на специализированных ресурсах для турагентств и туроператоров попытки создания базы «плохих туристов» предпринимаются давно. Подобный ресурс был в свое время на профессиональном туристическом портале «Tourdom.ru» и сейчас существует в «Электронном помощнике турагента «Тонкости продаж». Если страховщикам и банкам составление «черных листов» приносит конкретную пользу, то функции их для турбизнеса скорее психологические: попросту спустить пар.
Нет критериев, по которым человека могут занести в список. Отзывы носят исключительно субъективный характер. Повести тонкую грань между мошенниками и туристами, попросту умеющими отстаивать свои права, имеет право любой продавец отдыха. Поэтому возможность попасть в пресловутый список есть у каждого из нас. На решение внести очередного клиента в список могут повлиять плохое настроение сотрудника турфирмы, неприятности дома в сочетании с необходимостью ежедневно общаться с назойливыми клиентами и т.д.
Каковы же основные прегрешения туристов, за которые можно стать "черным туристом"? По мнению сотрудников турфирм, нехорошо долго расспрашивать агента о путешествии, выведать имя туроператора, а потом обратиться к нему напрямую, не дав агентству на себе заработать. Не стоит обещать оплатить путешествие по безналичному расчету, долго не переводить деньги, просить отсрочки, а потом аннулировать заказ в последний момент. Не нравится туркомпаниям, когда у них заказывают сложный тур, а затем скрупулезно, советуясь о каждом шаге с собственными юристами, следят за выполнением условий.
«Клиенты имеют все возможности пожаловаться в общество защиты прав потребителей, в Роспотребнадзор, в Ростуризм, а турфирмам остается только молча наблюдать за ситуацией и ждать визитов непрошеных гостей», - говорят создатели портала. Да, туроператоры, действительно, страдают от неадекватных клиентов и «профессиональных» потребителей, стремящихся предъявить максимальное количество претензий и в следующий раз поехать отдохнуть за счет фирмы. Однако создание подобного ресурса поддерживают отнюдь не все.
Директор Московского филиала турфирмы «Нева» Алексей Каширский заявил, что категорически против создания субъективного «черного списка», доступ к которому можно будет легко получить через on-line регистрацию, потому как размещенные на ресурсе субъективные оценки нанесут ущерб чести и достоинству людей и повлекут за собой многочисленные судебные иски. С другой стороны, Алексей Каширский поддержал бы создание особой базы данных исключительно для служебного пользования, в которую будет вноситься информация о случаях «профессионального туризма», при строгом контроле доступа к этому списку.
Операторы, занимающиеся эксклюзивными видам туризма, смысла в подобном списке также не видят. Так, Алексей Миронов, Генеральный директор компании «Poseidon Expeditions» сказал корреспонденту Turist.ru, что в силу специфики бизнеса, они тщательно подходят к подбору клиентов. Поэтому сайт, на котором присутствует анонимная информация от фирм, занимающихся различными видами туризма, интереса не представляет, поскольку отделить реально полезную информацию от вымысла не представляется возможным. «Те, кто отправляются в экспедиционный круиз, должны быть уверены, что их попутчики - люди адекватные. Мы предпочитаем пользоваться информацией о клиентах от фирм, аналогичных нашей». И даже в этом случае, по словам Алексея Миронова, для оценки объективности сказанного учитывается не только мнение самих компаний о туристах, но и мнение путешественников об этих компаниях.
Если не говорить об этике, то законов создатели «черного листа» не нарушают. А вот турфирмы вполне могут преступить черту дозволенного, не желая обслуживать путешественника и сославшись на этот список. Впрочем, у них всегда есть возможность отказать по другой, более мирной причине, например, заявив, что отель не подтвердил бронь.
Хоть многие туроператоры и относятся скептически к этому начинанию, они отмечают, что идея сама по себе неплохая, но основываться она должна на других принципах. Это может быть сайт, где одновременно существуют «черные списки» туристов и туроператоров, где каждый может представить документы, подтверждающие справедливость обвинений, где будет размещена информация о судебных исках и судебной практике по каждому конкретному случаю.