Двигатели внутреннего сгорания властвуют в автомобилестроении давно и безраздельно. Уже больше века людям требуется добыча природных ископаемых для элементарного передвижения по городу. Но разве это не устаревший способ? Довольно странно использовать продукты разложения доисторических животных и растений, в то время как компьютер может обыграть любого человека в шахматы, а каждый школьник знает значение термина “нанотехнологии”. Конечно, есть гибридные автомобили, где тягу обеспечивает не только ДВС, но еще и электромотор. Но будущее за автомобилями, в которых электродвигатель является главной и единственной движущей силой.
Теоретически электромобили намного эффективнее своих бензиновых аналогов, к тому же они не производят ни грамма вредных выбросов. Но на самом деле все не так хорошо. Большинство дешевых и доступных сегодня моделей – тесные пластиковые коробки, которые позволяют проехать лишь от дома до офиса, и то обратно домой вы вряд ли доедете без подзарядки. Да и скорости тут далеки от впечатляющих: что-то около 60 км/ч в максимуме. Но электромобилестроение быстро развивается и каждый следующий авто получается несколько лучше предыдущего, а их уже десятки моделей.
Настоящей квинтэссенцией современного автомобиля на электрической тяге является Reva G-Wiz. Самая дальняя поездка на нем не может превысить 77 км. После этого потребуется восемь часов для полной зарядки аккумуляторов. До соседнего города на таком никогда не доехать. За это “удовольствие” придется заплатить 15 тысяч долларов. Пожалуй, не самый приятный способ потратить такую сумму.
Но индийская компания Reva делает новые шаги на пути к счастливому электрическому будущему. Новые автомобили выглядят более современно. Первая модель может разгоняться до 104 км/ч, а общий пробег на одной зарядке достигает 160 км. При зарядке от специального устройства пятнадцати минут вполне достаточно для продления возможного пути на 40 км. Показатели Reva NXG чуть получше: 130 км/ч и 200 км. Технологически обе модели очень близки друг к другу. Купить новые автомобили Reva можно будет в 2010 году.
Think City. Фото с сайта autonews.ru
Еще один городской автомобильчик - Think City - доступен к покупке уже сегодня. В основе этого электрокара лежит разработка Ford. Но американцы не довели дело до логического конца. После закрытия проекта все наработки были переданы норвежской компании, которая и занимается выпуском Think City. Эта машина с пластиковыми кузовными панелями может достигать скорости 100 км/ч при общей протяженности пробега до 160 км. Несмотря на крошечные размеры, Think City выглядит не столь несуразно, как многие аналоги.
Nice Mega City – сугубо городской автомобиль. В нем используются устаревшие свинцово-кислотные аккумуляторы, которые показывают очень скромные результаты: всего 64 км общего пути без подзарядок. Производитель уверяет, что большой плюс дедовской технологии кроется в цене. Хотя 12 тысяч фунтов стерлингов не выглядят малой суммой для столь ограниченного в возможностях транспортного средства.
Чуть более цивилизованно выглядит Mitsubishi i-MiEV – тут хотя бы есть четыре полноценные двери и багажник. Характеристики вполне стандартны: максимальная скорость 130 км/ч и максимальный путь 160 км. Но цена за этот автомобиль, а он пока продается только в Японии, слишком высока – около $40 000. Президент Mitsubishi Motors уже пообещал снизить ее вдвое в течение ближайших пяти лет.
Nissan Leaf. Фото с сайта autonews.ru
Nissan готовит к выпуску еще один японский электрокар – Leaf. Это уже полноценный хэтчбек. Технические характеристики очень близки к Mitsubishi i-MiEV: до 160 км без заправок и максимальная скорость 140 км/ч. Однако ожидаемая цена Nissan Leaf составляет 25 тысяч долларов. Но ресурс используемых литиево-ионных батарей не так долговечен. Периодическая замена этих элементов (предполагается один раз в пять-восемь лет) может значительно ударить по бюджету владельца, ведь цена комплекта будет никак не ниже $10 000.
Tango. Фото с сайта autonews.ru
Все рассмотренные автомобили очень схожи: крошечные размеры, маленькая скорость, небольшой пробег на одной заправке. С первого взгляда электрокар Tango отлично вписывается в их компанию. Он даже еще более неказист из-за рекордно малой ширины. Но все это уходит на второй план, когда речь заходит о разгонной динамике. Tango ускоряется до 100 км/ч всего за 4 секунды! Невероятно, но эта микроволновка с четырьмя крошечными колесиками может поспорить с настоящими суперкарами! Максимальная скорость Tango превышает 200 км/ч. При взгляде на этот автомобиль даже не верится в такие цифры.
Но самой потрясающей машиной на электрической тяге остается Tesla Roadster. Этот автомобиль начали выпускать в 2008-м, но уже сейчас продаются обновленные модификации. Родстер разгоняется до 100 км/ч всего за 3,7 секунды – на уровне лучших суперкаров. Максимальная скорость ограничена отметкой в 200 км/ч. Полного заряда аккумуляторов хватит на целых 400 км. При этом зарядка с помощью фирменного адаптера из сети 240 W занимает 3,5 часа. Стандартной батареи хватит на семь лет или 160 тысяч км. При этом в Tesla Roadster всего одна передача, а задний ход обеспечивается обратной работой мотора. Стоимость автомобиля зашкаливает за 100 тысяч долларов. Уже нашлось более 700 смельчаков, купивших Tesla Roadster. Кстати, в основе электромобиля лежит шасси от Lotus.
Tesla Model S. Фото Tesla
Компания Tesla Motors в следующем году начинает производство полностью электрического седана Model S. Стоить он будет вдвое дешевле Tesla Roadster, однако станет намного практичнее. Полноценные пять мест, разгон до “сотни” за 5,9 секунды, до 500 км пробега на одной зарядке. Пополнить уровень заряда батарей на 75% можно всего за 45 минут. Недаром компания уже собрала более тысячи предварительных заказов на этот автомобиль.
В скором будущем нас ждут еще много электромобилей. Уже сегодня анонсированы и тестируются модели от Smart, Honda, Ford, Renault и Volvo. Да что говорить, даже Rolls-Royce собирается выпустить Phantom на электротяге, а Audi давно показала концепт e-tron. Если вчера все это было под большим вопросом, то сегодня предельно ясно: будущее у электрокаров есть.
Текст: Александр Шаронов.