То, что мы по привычке примитивно называем сигнализацией, в наши дни эволюционировало в чрезвычайно интеллектуальное устройство. Множество ступеней охраны, способность адаптироваться к внешним условиям, умение связаться с хозяином с расстояния от одного до тысяч километров (по радиоканалу или по каналу сотовой связи) и рассказать о том, что происходит с машиной, внутри и вовне. Это уже не просто «сигналка-кричалка».
Однако в советскую эпоху, когда в машинах самая сложная электроника — шуршаший и хрипящий радиоприемник, подобные устройства были, в сущности, и не нужны! Примитивная система управления двигателем просто не нуждалась в контроле добрым десятком датчиков и реле сигнализации, потому, что в ней нечего было блокировать! Предотвратить запуск незамысловатого карбюраторного мотора могли лишь «сюрпризы» в цепи стартера и зажигания. Но все эти провода были настолько хорошо известны и проложены на виду, что любой пэтэушник мог заглянуть под капот и за минуту устранить подстроенную хозяином машины неожиданность.
Впрочем, советский человек хватался за соломинку и пытался доставить хоть небольшие проблемы потенциальным угонщикам его железного «полуконя» — многим знакомы метания в духе Димы Семицветова, героя Андрея Миронова из «Берегись автомобиля»! Впрочем, первым рубежом охраны считался не пресловутый капкан под педалями, а возможность обесточить бортовую сеть, отключив аккумулятор. Это был крайне ненадежный метод, поскольку открыть капот, обнаружить там огромный выключатель с подходящими к нему толстенными проводами и щелкнуть им смог бы и дебил. Однако установить такую штуку старались многие. Интересен был вариант с дистанционно управляемым выключателем — штуковина устанавливалась прямо на клемму аккумулятора, и от нее шел в салон тоненький проводок с тайной кнопочкой.
Второй, куда более эффективной хитростью, был электрический клапан, перекрывающий подачу топлива в карбюратор из бака. Чтобы разблокировать клапан, нужно было подать на него ток нажатием на потайную кнопочку. Бестолковая публика частенько устанавливала клапан тупо под капотом, где он был виден, как жопа на елке, и легко деинсталлировался негодяями. Однако, если врезать клапан в топливопровод под днищем машины, он становился недоступным в условиях ограниченного времени на угон. Впрочем, угонщики легко обходили клапан, независимо от места установки, просто перерезая идущий к карбюратору шланг и окуная его в заранее принесенную бутылку с бензином. С этим импровизированным «бензобаком» машина благополучно заводилась и уезжала.
Поэтому пассивной охране некоторые энтузиасты предпочитали активную. Во многих книжках того времени из серии «Не выбрасывайте шкурку от сосиськи!» публиковалась конструкция, в случае попытки угона наполнявшая салон автомобиля слезоточивым газом и делавшим невозможным нахождение в машине людей. Для этого предлагалось взять патрон от газового пистолета (тем, у кого имелась лицензия) и обмотать его нихромовой нитью от конфорки электроплиты, сделав таким образом электронагревательный элемент с патроном внутри. При подключении этой штуковины к бортовой сети автомобиля патрон мгновенно раскалялся и взрывался, выбрасывая облако слезоточивого дыма. Система воистину могла быть эффективной, но параллельно превращалась в головную боль для самого владельца — если в запарке он забывал отключить секретную кнопку и заводил автомобиль, то попадал на свои же вилы...
Конечно, было еще много интересных способов — наш народ хитер на выдумки. Самодельные сигнализации делали машину электрошокером, подавая но металлический кузов несколько десятков тысяч вольт, талантливые «левши» ваяли механические блокираторы, превосходящие по сложности швейцарские часы… И самое любопытное, что и сегодня, когда каждая вторая сигнализация использует в своей работе спутники GPS, самым надежным средствомможет стать не типовое оборудование, хорошо изученное угонщиками, а порой несложная, но не неожиданная и нестандартная самоделка.
Источник