Москва. Опытный образец российского истребителя пятого поколения «Сухой Т-50» взлетел в первый раз в Комсомольске-на-Амуре на Дальнем Востоке России в 11.19 по местному времени. После 47-минутного полёта самолёт приземлился на аэродроме КнААПО (Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения), объекте «Сухого», где собирался прототип ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации – прим. ред.).
Т-50 предназначен для обеспечения требований российских военно-воздушных сил к ПАК ФА для истребителей нового поколения.
Первый опытный образец пилотировал лётчик-испытатель КБ Сухого Сергей Богдан. По его словам, самолёт хорошо показал себя на всех этапах лётной программы, им легко и комфортно управлять. «В ходе полёта проводилась первичная оценка управляемости самолёта, работы двигателя и основных систем. Самолёт произвёл также штатную уборку и выпуск шасси», – сказал Богдан.
Дизайн Т-50 отражает больший акцент на технологиях геометрической малозаметности, чем предыдущая попытка создания Москвой самолёта пятого поколения по программе РСК «МиГ» 1.42 (многофункциональный фронтовой истребитель, созданный в Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» – прим. ред.).
Опытно-конструкторские работы по дизайну ПАК ФА в КБ Сухого (ОАО «ОКБ Сухого» – прим. ред.) начались около десяти лет назад. Первый полёт первоначально был запланирован на середину 2009 года. Было построено три опытных образца, один из которых был доставлен в Москву и используется для статических испытаний. В декабре на предприятии КнААПО начались рулёжные испытания другого образца ПАК ФА. Третий самолёт предназначен для использования при наземных испытаниях.
КБ «Сухой» не комментирует технические характеристики Т-50. Тем не менее, известно, что опытные образцы ПАК ФА будут оснащены двумя двигателями 117С НПО «Сатурн». Эти двигатели, более поздняя модификация АЛ-31Ф мощностью до 14,5 тонн с управляемым вектором тяги, в настоящее время также устанавливаются на новые многоцелевые истребители Су-35.
Комплекс радиоэлектронного оборудования Т-50 в настоящее время разрабатывается Раменским ПКБ. Глава компании, Гиви Джанджгава, ранее пояснил, что комплекс включает в себя шестипроцессорный компьютер, средства визуализации и систему пилотажных приборов.
По словам представителей Сухого, комплекс авионики* ПАК ФА, интегрирующий функцию «электронного пилота» и радар AESA (использовано название РЛС с АФАР - AESA Radar, разрабатываемый международным консорциумом «Еврорадар» - прим. пер.) разрабатываются НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова. Натурный образец фазированной антенной решётки был впервые представлен общественности специалистами НИИП им. Тихомирова на авиасалоне «МАКС» в августе 2009 года.
В то время главный конструктор НИИ приборостроения им. Тихомирова Анатолий Синани объяснял, что радиолокационная антенна Т-50 будет иметь 1500 T / R модулей компании «Исток» из Фрязино, в Подмосковье. Новая авионика даст Т-50 сетецентрические возможности: возможность обмена данными в реальном времени в воздухе с авиагруппой и наземным командным пунктом.
Но первый образец ПАК ФА, похоже, летает без радара, так как тот только проходит стендовые испытания. Первая РЛС для самолётов, как ожидается, будет готова к середине 2010 года.
В КБ «Сухой» также говорят, что в новом истребителе используются композитные материалы и инновационные технологии, которые совместно с аэродинамическими формами фюзеляжа и уменьшением излучения двигателей обеспечивают его низкую радиолокационную, оптическую и инфракрасную видимость.
Самолёт должен поступить на вооружение в 2015 году, и будет поставляться российским ВВС вместе с истребителями Су-35. Комментируя начало испытательных полётов ПАК ФА, глава КБ «Сухой», Михаил Погосян, отметил также, что Индия присоединится к программе на более поздних этапах.
* Авионика – От «авиация» и «электроника». Совокупность всех электронных систем. На базовом уровне это системы коммуникации, навигации, отображения и управления различными устройствами – прим. ред.
Комментарии:
SlowMan:
Мне кажется, что это F-35, а не F-22, нуждается в отмене. Россия будет рада экспортировать ПАК ФА любому и каждому за наличные. К тому же есть Китай со своей парой «Стелс» (Есть два). F-35 не может подавить таких как ПАК-ФА и J-XX, которые будут у Венесуэлы, Пакистана, Ирана и Северной Кореи, показывая бесполезность F-35 для не входящих в НАТО стран, которые не могут рассчитывать на F-22, чтобы обеспечить воздушное господство. Эти страны фактически уступят господство в воздухе странам, использующим ПАК ФА и J-XX. Даже сами США сталкиваются с проблемами, так как ВМС США не имеют на вооружении ничего, чтобы бороться с ПАК ФА и J-XX.
Поэтому, возможно, для США настало время рассмотреть вопрос о разработке модернизированного F-22, который можно продавать на экспорт, так как, очевидно, что среди стран, которые могут позволить себе потратиться на F-35, есть больший спрос на F-22, чем на F-35.
Andy:
Откуда появится столько денег на обшивку для истребителя пятого поколения на русский «Стелс»?
Ни F-22, ни F-35 не должны быть отменены. F-35 представляет собой следующее поколение морского истребителя-бомбардировщика, а F-22 легко можно экспортировать. F-22 с укороченным взлётом и посадкой и морской вариант – вряд ли.
Строительство и продажа экспортных версий F-22 обеспечивает производственную базу, готовую к случаю чрезвычайного положения в стране.