А-50 (по кодификации НАТО: Mainstay — «Оплот») — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
Создан на базе военно-транспортного Ил-76МД на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г. М. Бериева совместно с НПО «Вега-М» и НИИ приборостроения. Вместе с радиотехническим комплексом «Шмель», установленным на нём образует авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения А-50. Принят на вооружение в 1985 году. Впервые показан на МАКС-95. Учавствовал в военном параде 9 мая 2009 года в Москве.
А-50 может применяться для обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей, оповещения командных пунктов автоматизированных систем управления видов Вооружённых Сил о воздушной и надводной обстановке, применяться для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также служить воздушным командным пунктом.
На вооружении ВВС России на 2009 год находится 19 самолётов А-50.
Модификации самолета
А-50 — первая серийная модификация.
А-50М — модернизированный вариант самолёта А-50М, оснащённый усовершенствованным радиолокационным комплексом.
Adnan 1 (Baghdad) — самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД для ВВС Ирака с РЛС Thompson-CSF Tiger G.
Adnan 2 — вариант Adnan 1 для контроля и наведения истребителей.
АИ — неудачная попытка российско-израильского сотрудничества по модификации А-50.
ЭИ (А-50ЭИ) — модернизированный вариант с двигателями ПС-90А-76 и многофункциональной импульсно-доплеровской РЛС EL/M-2075 израильской фирмы Elta изготовленный для ВВС Индии.
Тактико-технические характеристики
Год принятия на вооружение — 1984
Размах крыла — 50,5 м
Длина самолёта — 48,27 м
Высота самолёта — 14,8 м
Максимальный диаметр фюзеляжа — 4,8 м
Площадь крыла — 300 м²
Масса, кг — нормальная взлётная — 190000
Тип двигателя — 4 Д-30КП-2
Тяга — 4 х 12000 кгс
Максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч
Практическая дальность — 5000 км
Практический потолок — 12000 м
Экипаж — 5 чел + 10 РТК