Пережив такое лето, невольно задаешься вопросом, это была всего лишь неприятность, которая выпадает раз в тысячу лет, или же теперь так будет часто? У ученых тут нет единого мнения. Одни говорят о глобальном потеплении, другие предрекают новый ледниковый период.
"А с прогнозом погоды вас познакомят сотрудники Гидрометцентра СССР". Эту фразу Игоря Кириллова, помнит, наверное, вся страна. Диктор программы "Время" сообщал о нескольких жарких аномалиях в истории страны. Правда, подавать такие новости при советской власти требовали очень мягко.
Игорь Кириллов, диктор программы "Время" в 1968-1989 гг.: "Никогда не начинали с негатива. Ни с жары, ни с торфяников горящих. А всегда начинали с положительных каких-то информаций, и только ближе к концу, к прогнозу погоды, говорили о тех аномалиях, которые все мы переживали".
Нынешним летом выпуски новостей не заканчиваются погодой, а начинаются с нее. Самое частое — "аномальная жара". Спасения нет ни дома, ни в метро. Доходит до того, что люди покидают свои квартиры и спят под открытым небом. И даже природа, кажется, сходит с ума.
Виталий Федоренко, энтомолог: "Мы в нашей зоне имеем таких вредителей, которых никогда не знали. Они к нам мигрируют из южных областей".
Пчелы и осы становятся агрессивными. Муравьиные семьи, объединившись, строят целые небоскребы до 3 метров в высоту. В Калининграде прибрежную полосу закрыли сине-зеленые водоросли. Рыба в Перми сама выбрасывается на берег реки Камы. Тут не до шуток. Что происходит с погодой? Откуда пришло это пекло, и почему никак не уходит?
Павел Константинов, руководитель метеорологического отдела обсерватории МГУ: "Если мы представим атмосферную циркуляцию как механизм из различных шестеренок, которые вращаются над нами, то отдельные шестеренки будут более холодными, а отдельные — более теплыми. И представьте, что в какой-то момент этот механизм заклинивает".
Заклинившая над нами громадная раскаленная шестеренка пришла из аравийских пустынь. Такое случалось и раньше, но никогда – так надолго.
Еще одна версия — парниковый эффект от скопившегося в атмосфере углекислого газа.
Евгений Шварц, климатолог, доктор географических наук: "Количество опасных гидрометеорологических явлений увеличилось в 2 раза и примерно в 2 раза, даже чуть больше, увеличилось количество не предсказанных явлений, которые не были предусмотрены в прогнозах".
Климат будто капризничает. То обрушится ураганом на Францию, то зальет дождями Чехию, на днях город Львов вдруг оказался весь засыпан мелким градом. Жара над Москвой из этого же списка.
Синоптики знают, что погода ходит циклами. Но они бывают очень разными. Некоторые явления повторяются с частотой раз в год, некоторые – в 5, 10, а то и 100-200 лет.
Геннадий Елисеев, заместитель директора Гидрометцентра: "Циклов этих очень много, они накладываются друг на друга, и это не очень сильно помогает в прогнозировании".
В то же время есть ученый, который на основании именно этих циклов предсказал нынешнюю жару еще год назад. Это 99-летний математик Михаил Байдал. Известность пришла к нему в 60-х годах прошлого века, когда он с помощью своих расчетов удержал советское руководство от разворота северных рек для наполнения Каспия, убедительно доказав, что это приведет к тяжелым последствиям для климата.
Михаил Харлампиевич основывает свои прогнозы на расчетах изменений орбиты земли. Оправдываемость долгосрочных прогнозов Байдала достигает 85%.
Для сравнения, народные приметы, по данным Всероссийского научно-исследовательского метеорологического института, оправдываются два раза из трех.
Павел Константинов, руководитель метеорологического отдела обсерватории МГУ: "Народные приметы практически недостоверны, поскольку любая примета потеряла связь с местом своего возникновения. Возможно, когда-то где-то эта закономерность и существовала, скажем, Иванов день был теплым, соответственно, лето будет дождливое".
Метеослужбы же делают свои прогнозы лишь на один сезон вперед, да и то весьма приблизительно. Предсказать, какой будет, скажем, ближайшая зима, уже не берется никто.
Зато есть наблюдения, которые указывают: все эти климатические фокусы предвещают новый ледниковый период. Перед всеми предыдущими эпохами оледенения как раз наблюдались такие промежутки метеорологической нестабильности. Совершенно понятно лишь одно: можно готовиться ко всему сразу и ничему уже не удивляться.