Всей своей долгой историей борьбы с несправедливостью Юрий Шевчук заслужил негласное звание "ума, чести и совести русского рока". Находясь на пике славы, ДДТ ценилась поклонниками не только за хорошую музыку, но и за активную гражданскую позицию. Однако музыкальная среда эволюционирует, и с годами тексты Шевчука стали терять свою актуальность и, как следствие, стала терять популярность и группа ДДТ. Тогда-то и начался процесс замещения, при котором в деятельности Шевчука оставалось все меньше музыки и появлялось все больше политики. Как раз тогда в жизни музыканта и произошел Майдан, выйдя на который, Юрий Шевчук активно поддержал "оранжевую" революцию.
Борьба – это такая форма существования, где процесс важнее, чем результат. Протест ради протеста. И Шевчук, как человек далеко не глупый, прекрасно понимает, к чему приводят любые бунты, путчи и революции. Стоя на Майдане, он признался, что революцию делают герои, а ее завоеваниями пользуются негодяи. И, тем не менее, музыкант продолжил поддерживать "оранжевых", способствуя тому, чтобы плодами его работы воспользовались те самые негодяи.
К чему это привело, хорошо известно. Сегодня о технологии бархатных революций написаны целые учебники. Вся романтика улетучилась, как только стало известно, что Майдан был результатом работы западных политтехнологов, а те, кто искренне поверил в демократические намерения "оранжевых", ощутили себя бесплатным инструментом в руках манипуляторов.
Репутация Юрия Шевчука всегда делала его неуязвимым для любых подозрений. Человек с четкой гражданской позицией, по идейным соображениям не выступающий на корпоративах перед жующей пьяной публикой, клеймящий фанеру и попсу, не мог сознательно участвовать в разводке политтехнологов. "Шевчука просто обманули, использовали втемную", - решили поклонники.
Когда Шевчук сделал известные заявления на встрече с Владимиром Путиным, коллеги музыканта также отказались поверить, что лидер ДДТ добровольно участвует в такой откровенной политической акции. "Его подставили с этим Байкалом, с этими шахтерами - это точно. Я бы по-другому вопросы поставил, подготовился бы более фундаментально. Вообще его песни куда больше полезной работы делают, чем такие выступления", - утверждает Сергей Мазаев, лидер группы "Моральный Кодекс".
Так же считает и режиссер Сергей Дебижев, уверенный в том, что Шевчук, как наивный очарованный странник, радикально реагирует на встреченную им несправедливость. "А все оппозиционеры пытаются его использовать и используют. А то, что сейчас - это не оппозиция вообще. Одна часть - подконтрольна. А все эти которые на площадях - вообще непонятную мышиную возню развели. Ну какая это оппозиция? Каспаров? Лимонов? Их мало. И у них нет вообще никакой платформы", - говорит режиссер.
Но как объяснить то, что сегодня Шевчук наступает на те же грабли? Его союзничество с "несогласными", участие в акциях "Солидарности" и пламенные речи в пользу несистемной оппозиции становятся прямым продолжением того, что было начато на Майдане и оказалось большой ошибкой.
22 августа Юрий Шевчук примет участие в концерте "Мы все живем в Химкинском лесу". Одни из организаторов акции – участники движения "Солидарность", не упускающие случая устроить себе пиар на любой общественной проблеме. Их легко понять – при полном отсутствии собственных идей и конструктивных предложений, "несогласным" приходится хвататься за любой повод, лишь бы напомнить о себе. Но зачем этот протест нужен Шевчуку? За что борется музыкант, не имеющий никакого отношения к Химкинскому лесу?
Ведь на самом деле проблема вырубки этих конкретных деревьев касается жителей Химок, которые лишатся части привычных зеленых насаждений не далеко от своих домов. Но в глобальном масштабе окружающая среда ничего не потеряет: ровно столько же деревьев в качестве компенсации будет высажено в Дмитровском районе. Так какая принципиальная разница для музыканта, живущего в Питере, в какой части Москвы и Подмосковья будет расположена лесная зона, если в целом баланс не будет нарушен? Или это снова борьба ради борьбы?
Возможно, Майдан стал для Шевчука тем Рубиконом, переступив который музыкант потерял возможность вернуться обратно. И политик в Шевчуке окончательно победил музыканта.
Получается парадокс: презирая корпоративы и фанеру, Шевчук совершает то, что со стороны кажется гораздо большей сделкой с совестью, нежели выступление перед жующей толпой. У других российских рокеров, группы "Сплин" есть очень подходящая для этого случая песня: "Лучше бы пил и курил".