В Главном управлении МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области считают драку в Кобралово бытовым конфликтом, который был раздут сепаратистами, требующими отделения Ленинградской области от России. Как рассказал репортеру «Росбалта» пресс-секретарь ГУ МВД по СПб и ЛО Вячеслав Степченко, фактическая сторона шумного конфликта выглядит так: 12 июня в 23.30 на пульт дежурного службы «02» поступило сообщение о драке в поселке Кобралово, а уже в 23.50 из 104-го отделения полиции туда были направлены два наряда — вневедомственной охраны и ДПС.
На месте были опрошены свидетели, которые сообщили, что конфликт начался со столкновения между местным жителем Асланом и тремя его давнишними местными неприятелями, один из которых, по имени Алексей, решил наказать старого неприятеля. В результате трое деревенских парней жестоко избили мужчину по имени Аслан, который по национальности оказался дагестанцем.
Будучи обиженным, он позвал на акцию возмездия своих друзей из соседнего города Коммунар. Кавказцы прибыли в Кобралово на нескольких машинах без номеров, однако и этих помощников местные жители избили так, что те решили уехать. Однако одна из машин уехать не смогла — не завелась 14-я модель «Жигулей». Как рассказали свидетели происшествия, дагестанцы пытались подтолкнуть машину, но им помешали местные жители. Тогда один из дагестанцев начал стрелять из травматического оружия — сначала в воздух, затем прицельно. Он попал в двух мужчин, нанеся им незначительные раны рук. Машину дагестанцы бросили и уехали из поселка на автомобилях друзей.
Как утверждают источники «Росбалта» в полиции, информацию гибели детей и других тяжких последствиях инцидента в Кобралово распространяет местный житель по имени Сергей Парфененко. Он, по версии правоохранителей, является убежденным сепаратистом, мечтающим отделить Ленинградскую область от России и присоединить ее к Финляндии. Сейчас прокуратура Ленинградской области исследует опубликованные Парфененко сообщения в Рунете, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела по признакам статьи 282 УК РФ.
Что касается самого конфликта, то возбуждено уголовное дело по признакам статьи 213 УК РФ (хулиганство), а также по статье 116 УК РФ (нанесение побоев из хулиганских побуждений).
Социолог Алекандр Мелихов счел конфликты, подобные тому, что случились в Кобралово или Кондопоге, типичными для ситуации массового переселения народов.
«Россия — многонациональная страна, и когда в рамках одной страны начинаются миграционные подвижки, конфликты неизбежны. Всегда, в любом конфликте, в котором участвуют люди разных культур, религиозной принадлежности или национальности, ксенофобия будет главной причиной развития противостояния. Чувство национального достоинства у многих граждан гипертрофировано настолько, что в любом, сугубо личном и явно бытовом конфликте они будут видеть национальную составляющую. Это сродни конфликту с участием ребенка — ведь родитель всегда будет на стороне «своей родной кровинушки», что бы ни говорила другая сторона конфликта. Поэтому решать национальные конфликты власть должна по-имперски — максимально деликатно, но и максимально жестко по отношению ко всем конкретным участникам, чтобы другим неповадно было разжигать национальную рознь. Россия де-факто остается империей, и полицейская власть должна вести себя соответственно», — пояснил социолог репортеру «Росбалта». При этом ученый полагает, что в будущем ситуация изменится к лучшему — по его мнению, через 10-15 лет «произойдет привыкание, притирание людей разных культур друг к другу».
Офицер уголовного розыска ГУ МВД по СПб и Ленинградской области рассказал репортеру «Росбалта», что национальная напряженность в Ленинградской области «ощущается и уже сказывается на криминальной статистике».
«Доля тяжких преступлений с участием мигрантов в нашем регионе постоянно растет, однако, в основном, речь идет не о выходцах с Кавказа, а о мигрантах из Средней Азии, — пояснил наш источник. — Так, в Ломоносовском районе Ленинградской области в прошлом году из 15-ти убийств 6 были совершены мигрантами. В этом году из 4-х убийств два совершены узбеками», — привел характерную статистику офицер угро, попросивший не указывать его имя.
Выяснилось, что свои региональные конфликты мигранты «привезли с собой». «Таджики по каким-то своим, соседским причинам, ненавидят узбеков, и эта ненависть сопровождает их даже в России, где все они находятся на положении гастарбайтеров, — рассказал офицер угро. — Жителям Ленинградской области приходится самостоятельно решать подобные конфликты, потому что на каждый район области есть лишь одна-две выездные группы милиции, а в том же городе Коммунар, откуда приехали дагестанцы в Кобралово, сейчас вообще нет исправных милицейских автомашин, на которых могла бы приехать дежурная группа, они все сломаны. Нет ничего удивительно в том, что простые люди выражают возмущение сложившейся ситуацией — вне зависимости от национальности хулиганов их следует привлекать к уголовной ответственности, но наше законодательство сейчас очень гуманно именно к хулиганам, которых, как правило, наказывают небольшими штрафами или условными сроками лишения свободы».
Примечательно, что в ГУ МВД признают по крайней мере одну ошибку, совершенную полицией, — по словам Вячеслава Степченко, информация о конфликте стала распространяться с 13 июня, причем неофициально, а вот официальные комментарии стали поступать в СМИ лишь 15 июня. «Мы потеряли время, пока журналисты тиражировали лишь одну версию конфликта, а в таких ситуациях очень важно сообщать объективную и достоверную информацию. Сейчас мы готовы освещать расследование происшествия в Кобралово максимально открыто», — пообещал пресс-секретарь.
Чего не скажешь о местной власти: администрация Гатчинского муниципального района пока не дала никаких, даже неофициальных, комментариев по поводу жуткого инцидента в Кобралово. В то, что первые лица района не знали о напряженности в этом поселке, верится с трудом.