В Германии продолжает бушевать эпидемия смертельно опасного кишечного заболевания, вызванного особо агрессивным штаммом кишечной палочки EHEC (энтерогемморагическая бактерия Escherecia Coli). Хотя активность распространения заболевания резко снизилась, в стране продолжают погибать заболевшие ранее пациенты. Число погибших от осложнения, поражающего почки (так называемый "гемолитически-уремический синдром", или HUS), уже достигло 36 человек: вчера в Германии погиб двухлетний мальчик, заразившийся EHEC. Это первая смерть маленького ребенка от эпидемии EHEC.
Агрессивное нашествие
Эпидемия заражения EHEC началась полтора месяца назад, когда первые случаи агрессивной инфекции были зарегистрированы на севере страны, а также во Франкфурте-на-Майне. С тех пор, по данным Института Коха федеральной организации, отвечающей за контроль санитарно-эпидемиологической обстановки, в стране произошло не менее 3235 случаев инфицирования EHEC, 76% из них на севере Германии, регионах Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония, Гамбург и Северный Рейн−Вестфалия.
Бактерия EHEC известна в Германии уже много лет, но нынешний штамм O104 оказался необычно агрессивным. Если обычные штаммы вызвают гемолитически-уремический синдром, выражающийся в отказе почек и интоксикации организма и приводящий к смерти пациента лишь в отдельных редких случаях (за весь прошлый год в Германии этот смертельно опасный синдром развился лишь у 65 человек), то нынешний штамм вызывает его в трети случаев. В результате немецкие больницы просто не могли справиться с наплывом пациентов в критическом состоянии, медикам не хватало плазмы для процедур очистки крови (каждый пациент с HUS в сутки требует до пяти-десяти литров плазмы крови). Немецкий Красный Крест призвал граждан активнее сдавать кровь, однако проблема осложнялась еще и банальным отсутствием необходимого персонала в больницах. Кроме того, в течение болезни пациенты остаются заразными таким образом, для надежного купирования распространения эпидемии каждого больного необходимо было строго изолировать, что было сложно сделать из-за нехватки больничных боксов.
Иголка в стоге сена
Еще больше ситуацию с противодействием эпидемии усложняло то, что на протяжении почти шести недель немецкие медики не могли со стопроцентной уверенностью идентифицировать источник заражения. Тот факт, что большинство заболевших составили женщины, заставил врачей предположить, что источником могли являться зараженные овощи. Статистически женщины чаще, чем мужчины, работают на кухне и поэтому чаще имеют дело с сырыми немытыми овощами. Первое подозрение пало на испанские огурцы об опасности огурцов заявила и министр сельского хозяйства ФРГ Ильзе Айгнер, и представители Института Коха. Медики даже советовали не покупать овощи, просто лежащие на соседних полках с огурцами. Под превентивный запрет попали также томаты и листовой салат. Только с конца мая и только в Германии в целях профилактики было уничтожено 6000 тонн огурцов, 3500 тонн помидоров, а также 1300 гектаров посадок листового салата.
Такое почти параноидальное поведение немецких властей вызвало гневную отповедь у испанских властей и немецких фермеров. Премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро потребовал от Еврокомиссии и от властей ФРГ компенсации испанским фермерам, понесшим убытки из-за поспешного объявления испанских огурцов распространителями заболевания. Убытки от резкого падения спроса на овощи несут фермеры по всему Евросоюзу. По данным властей Франции, каждую неделю французские фермеры теряли до 1,5 млн евро из-за невозможности сбыть свою продукцию. Председатель немецкого союза фермеров Герд Зоннляйтнер выступил с требованиями поддержать немецких фермеров, терявших на пике паники, по его словам, до 4 млн евро в сутки, а ситуацию вокруг сбыта продукции назвал «худшей катастрофой сбыта после аварии в Чернобыле».
Между тем уже к началу июня стало ясно: арестованные в Гамбурге испанские огурцы хотя и имели на своей поверхности бактерию EHEC, но другого, гораздо менее агрессивного штамма. Поиски виновного в эпидемии продукта начались снова. Только на прошлой неделе, после еще двух ложных тревог (недостаточно чистый ресторан в северонемецком городке Любек и образцы листового салата из баварской фермы), немецким ученым удалось, похоже, обнаружить настоящий источник заражения. Им оказались пророщенные бобы сои, произведенные на биоферме в городе Ульцен в Нижней Саксонии. Биофермы традиционно считаются производителями наиболее здорового питания, в том числе потому, что используют в качестве удобрений коровий навоз однако именно навоз является естественным резервуаром для кишечной палочки. На ростках сои, взятых для пробы на ферме, были обнаружены образцы бактерий, чей генетический код был полностью идентичен коду бактерий, вызвавших десятки смертей по всей стране. Прочие немецкие и испанские фермеры наконец-то смогли вздохнуть спокойно особенно после того, как во вторник Еврокомиссия приняла решение о выделении пострадавшим фермерам помощи в размере 210 млн евро.
Убийство по неосторожности
Тем временем для владельца фермы в Ульцене, ставшей главным источником распространения смертельной эпидемии, именно сейчас настает самое тяжелое время. Немецкая прокуратура уже возбудила против него уголовное дело. Фермеру предъявлено обвинение в причинении смерти по неосторожности. Значительные запасы зараженных семян, имевшиеся на ферме, конфискованы, ферме запрещено отгружать прочую продукцию. Впрочем, до сих пор не ясно, как именно произошло заражение попали ли бактерии на ростки сои с рук больных работников или же семена уже были доставлены на ферму вместе с кишечной палочкой. Если окажется верной вторая версия, немецким таможенникам придется оградить страну от импорта потенциально зараженной сои.
При этом стоит помнить, что массовые заражения кишечной палочкой через ростки сои достаточно типичный случай распространения смертельно опасной инфекции. В 1996 году в Японии произошла похожая эпидемия: из-за нарушения правил стерилизации навоза на ферме, где выращивалась соя, штаммом кишечной палочки E.Coli O 157 заразилось более 10 тыс. человек, восемь человек погибли. По итогам анализа путей распространения эпидемии власти страны повысили санитарные нормы, применяемые в местах общественного питания. В частности, школам было предписано промывать все сырые овощи водой с содержанием хлора не менее 200 мг на литр.
Между тем уже сегодня можно говорить о значительных успехах в деле пресечения распространения эпидемии. По данным немецких санитарных властей, начиная с 9 июня в ФРГ не было зарегистрировано ни одного нового случая инфицирования граждан. Все зарегистрированные с тех пор смертельные случаи это затянувшееся тяжелое течение болезни у пациентов, заразившихся EHEC ранее. По данным Института Коха, пик распространения болезни пришелся на 23 мая, когда за сутки в стране было зарегистрировано 155 новых заболевших. Пик развития синдрома HUS наблюдался 21 мая, когда синдром развился у 61 больного. Таким образом, ожидается, что в течение ближайшей недели положение в стране может стабилизироваться и эпидемия окончательно отступит.