Многие годы никак мы не можем понять - почему Россия отличается от Европы, и чем. То есть, конечно, когда пересекаем границы нашей Родины, то понимаем. Родина - уродина. Понимаем по результату, но не совсем нам ясно, как мы пришли к этому. Неужели все дело в нашем византийском православии? Или татаро-монгольском иге? Или все дело в семидесяти годах коммунистического рабства? А может, Путин виноват? Вот почему у них (и еще у наших бывших союзников по социалистическому прошлому) получилось войти в состав Европы, а у нас нет?
Почему у них все по уму – парламенты, законы, судьи, а у нас вроде тоже все это есть, но нет так – как бы парламенты, как бы законы, как бы суды. Получается, что у нас все как бы, почти есть, но мы напоминаем детей, которые копируют жизнь взрослых. Почему же мы все не можем повзрослеть и перестать быть маленькими?
Один из специалистов, участник семинара «Куда ведет кризис культуры» Игорь Клямкин, считает, что все дело в типе социальности. Он также, как и Герберт Спенсер, придерживается мнения, что общество делиться на несколько типов социальности: военная, принудительная, договорная и торговая. Этим типам соответствует и два способа приращения богатства – силовой захват чужих территорий и торговля, которая стимулирует производственную деятельность. Получается, что существует социальность, основанная на приказе, как в армии (это как у нас) и социальность, основанная на договоре. Именно здесь и лежат причины, того, что нас отделяет от счастья или от Европы и всего западного мира. В России всегда было и есть, все как в Греции, однако нет такого важного процесса, как добровольный договор между разными социальными силами социальной иерархии. Хотя и в Европе все это появилось не сразу.
Если говорить о послемонгольской Московии, то здесь практически сразу образовалось милитаристическое государство. Причем милитаризм проявлялся не только как готовность к войне, но и как милитаризация мирной жизни. То есть основным постулатом являлось утверждение, что в силе – правда. А соборное православие только укрепляло это утверждение в умах граждан. А все потому, что православие пришло в Россию из умирающей Византии, которая, несмотря на всю свою веру, погибла под игом мусульман, напор которого оказался сильней. Так, что именно поэтому в Московии и образовался особый вид государства, некая смесь османского султанизма и православного милитаризма, где сила становится выше, чем закон и вера.
Милитаризм в военной жизни и милитаризм в мирной жизни, но по военному образцу – вот модель развития сначала Московии, а потом и петровской империи. Все события происходят строго по приказу, даже сама вера. В стране происходит формирование особой культуры всеобщего холопства, идеологии преданности и беззаветного служения не щадя живота своего. Еще Петром Великим вся Россия была превращена в огромную казарму, где все население обязано было служить. Граждане страны имели определенные обязанности, а право царя было – наказывать их или награждать. Никакой частной собственности, никакой независимости: казнить или миловать – вот прерогатива любой власти.
А вот в Европе в это время проходят процессы демилитаризации. Да, иногда при этом возникали периоды милитаризации, но все равно между сувереном и вассалом сохранялись и оберегались добровольно-договорные или контрактные отношения. Вассал не только имел обязанности, но и права, на которые суверен не посягал. А если посягал, то бывал свергнут. Одновременно с этим, по всей Европе укреплялись города, получала развитие торговля, развивалась производственная, финансовая и культурная сфера. Армия постепенно становилась наемной, чего никогда не было в России. А раз города платят, то растет сила и влияние купечества, а вместе с этим растет ценность идеи, контракта, договора.
В России же никогда этого не было. Сначала допетровская мобилизация, потом петровская, после чего наблюдался небольшой процесс демилитаризации. А потом к власти пришли большевики и военный коммунизм, правление Сталина, сменившееся хрущевской демилитаризацией. Таким образом, постепенно в России образовалась некая квазисоциальность, которая не основана ни на праве, ни на каком другом общем интересе. Так, что Россия застряла в некотором социальном тупике, когда милитаризация невозможна, а демилитаризация незавершена. Верхи пытаются сдвинуть ситуацию с «мертвой» точки, но пока безрезультатно, а все потому, что прежние приемы здесь не работают.
Пока, что Путин и его сторонники пытаются выстроить модель милитаристического сознания у народа для легитимации власти, для консолидации граждан. Именно поэтому создаются образы внешнего и внутреннего врага. Однако население разочаровано и не хочет объединяться вокруг квазицелей, столь милый сердцу и карману правящей элиты, как это было в период правления Сталина. Конечно, пока еще общество продолжает жить сознанием тех ценностей, которые были крепко вбиты нам ранее: главные герои - Александр Невский, Иоанн Грозный, Петр I, а главное событие 20 века – это победа в Великой Отечественной войне. Правительство упорно вдалбливает в наше сознание такие данные, что Россию - со всех сторон осаждают другие страны, в том числе и США, хотят отнять у нас нефтяные месторождения и никому не нужные территории, чтобы опять поставить на колени. Ну а мы – великая супердержава, империя и не дадим себя никому унизить. Однако все это никак не останавливает ускоряющихся процессов деиндустриализации, деградацию науки и образования, обнищание населения.
Какие же на самом деле причины столь радикального отставания России от других европейских и развитых стран? А все дело в том, что у нас нет крепких контрактных отношений, исполнение которых обязательно не только для граждан, но и для власти, которая продолжает считать себя выше закона. Пока еще нефтяная рента позволяет существовать в России этой квазисоциальности, но пути вперед, в современность – нет. В государстве нет права, а подобная идея кажется правящей элите смертельно опасной. Так, что пути назад – нет, вперед – нет, есть только дорога в бездну.